Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ

4.7.1. Снятие административных барьеров на строительном рынке через создание саморегулируемых организаций.


Серьезное влияние на рынок строительства в части сохранения и развития конкуренции вызывают проблемы, связанные с реализацией положений Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о создании саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

На состоявшемся 11 марта 2009 года расширенном совещании по итогам работы строительных организаций и предприятий стройиндустрии Еврейской автономной области хозяйственные руководители высказали мнение, что членство в СРО для большинства организаций затруднительно по финансовым, кадровым и иным причинам.

Отсутствие в Еврейской автономной области необходимого количества изыскательских, проектных и строительных организаций не позволяло создать саморегулируемые организации на уровне области. Поэтому были изучены предложения и условия вхождения в СРО Дальневосточного федерального округа, других регионов России. В итоге было принято решение вступить в некоммерческое партнерство "Сахалинское региональное объединение строителей" (НП "Сахалинстрой"), которое 6 июля 2009 года получило статус саморегулируемой организации строителей и было внесено в федеральный реестр СРО.

Условия вхождения строителей Еврейской автономной области в эту организацию были обсуждены и одобрены на состоявшемся 21 октября 2009 года совещании руководителей и представителей 30 ведущих строительных организаций.

Для организации взаимодействия с созданным в области филиалом НП "Сахалинстрой" на совещании был избран Совет объединения строителей Еврейской автономной области, входящих в НП "Сахалинское региональное объединение строителей", в количестве 7 человек.

По состоянию на 1 марта 2010 года в НП "Сахалинстрой" уже вступило 27 строительных организации области, 14 из них получили свидетельства о допуске к выполнению работ, документы еще 9-ти организаций находятся на рассмотрении в СРО. В целом это 90 процентов от общего числа крупных и средних строительных организаций области, которые выполняют строительно-монтажные работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Зарегистрированные в Еврейской автономной области 6 проектных организаций также вступили в Некоммерческое Партнерство Архитекторов и Проектировщиков Дальнего Востока (г. Хабаровск), получившее статус саморегулируемой организации и внесенное в федеральный реестр СРО 23.12.2009.

В целом же для эффективного использования механизма саморегулируемых организаций, в том числе для снятия административных барьеров на рынке строительства необходимо устранить многие недостатки.

Пока, существует реальная опасность, что принятый закон сведет саморегулирование к простой замене лицензирования и деятельность СРО может превратиться в контроль за доступом на рынок строительных компаний.

Ввиду отсутствия хорошо разработанных подзаконных документов, в которых бы четко прописывался регламент по контролю и надзору за деятельностью самих СРО, участники рынка могут интерпретировать текст закона по-своему и не всегда в контексте развития добросовестной конкуренции на рынке строительства.

На сегодня отрасль фактически "курируют" три различные организации: контроль и надзор остались за Ростехнадзором, информационной и методической работой занимаются национальные объединения, ряд функций осуществляет Министерство регионального развития. При этом, отношения Министерства с системой саморегулируемых организаций пока предполагается осуществлять в рамках функционирования координационного совета по вопросам саморегулирования. Это может привести к размыванию ответственности, в том числе и за эффективностью взаимодействия государства с СРО.

Введение саморегулирования должно было решить и одну из важнейших проблем в строительном секторе - понизить неоправданно высокий уровень цен на строительные объекты, тогда можно было бы рассматривать конкуренцию на рынке строительства по классическому параметру "цена/качество" товара. Но объективные механизмы ценообразования могут действовать только тогда, когда имеется централизованная прозрачная система технического регулирования, а также разработаны механизмы отбора надежных строительных компаний, обладающих необходимой квалификацией.

Пока система саморегулирования только готовится к запуску, процесс ценообразования на рынке строительства никак не регулируется. Государство, уходя со строительного рынка, объявило, что объекты строительной отрасли могут продаваться по свободно складывающимся ценам, как это происходит в развитом мире. В России наблюдается дефицит предложения жилья экономкласса по доступным ценам. За последние годы только 1,5% населения покупали объекты недвижимости, а при наличии предложения жилья экономкласса это могли бы сделать 15% семей. Но предложение подобного жилья оказалось в разы меньше спроса.

Дефицит предложения автоматически привел к росту цен. В таких условиях себестоимость перестала играть какую-либо роль: с растущими ценами и прибылями у строительных компаний отсутствовали стимулы для снижения затрат. В итоге во многих регионах рос разрыв между себестоимостью объектов и их ценой на рынке.

Система СРО в нынешнем виде фактически ограничивает доступ на рынок предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ). За членство в СРО нужно выплачивать крупные суммы, которые многим из них не по карману. МСБ остается два варианта: либо работать на объектах, находящихся вне саморегулирования, либо войти в состав более крупной компании, став ее структурным подразделением. И в том, и в другом случае владельцы малых и средних предприятий остаются в стороне от основного поля конкуренции за лучшие строительные подряды.