Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ

Таблица 1.2.2.

Унифицированная система показателей (2008 г.)


ВРП на 1 занятого в экономике, тыс. руб.

ВРП/ОФ, руб./руб.

Платежи в бюджет на 1 занятого в экономике, тыс. руб.

Платежи в бюджет/ОФ, коп./руб.

Платежи в бюджет/ВРП, коп./руб.

Объём инвестиций в основной капитал на 1 занятого в экономике, тыс. руб.

Инвестиции/ОФ, %

Инвестиции/ВРП, %

Объём инновационной продукции на на 1 занятого в экономике, руб.

Объём инновационной продукции/ВРП, %

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

значение

место в РФ

Дальневосточный ФО

298,10

0,39

69,41

9,19

23,28

95,33

12,62

31,98

3413

1,14

Республика Саха (Якутия)

433,09

8

0,41

35

117,88

11

11,06

10

27,22

16

118,90

10

11,16

19

27,45

24

11814,85

14

2,73

26

Приморский край

213,32

45

0,44

23

43,07

42

8,85

21

20,19

35

35,38

64

7,27

49

16,59

72

413,13

68

0,19

66

Хабаровский край

270,00

29

0,40

39

53,58

26

7,96

29

19,85

38

62,75

29

9,32

29

23,24

38

265,86

71

0,10

71

Амурская область

214,43

44

0,22

78

48,82

33

5,05

74

22,77

25

53,88

36

5,58

71

25,13

32

10721,87

16

5,00

14

Камчатская область

292,71

25

0,47

16

118,05

10

19,02

5

40,33

10

38,05

59

6,13

67

13,00

85

2106,21

50

0,72

56

В т.ч. Корякский автономный округ

391,08

11

410,08

2

104,86

3

75,94

19

19,42

57

Магаданская область

317,36

21

0,30

64

109,40

12

10,24

17

34,47

12

61,68

31

5,77

69

19,43

55

47,82

75

0,02

76

Сахалинская область

565,92

6

0,57

6

84,44

15

8,44

25

14,92

73

455,88

3

45,55

1

80,56

1

52,54

74

0,01

77

Еврейская автономная область

219,00

41

0,25

76

56,94

23

6,38

59

26,00

20

64,85

26

7,27

50

29,61

20

252,45

72

0,12

70

Чукотский автономный округ

392,47

10

0,54

9

257,13

4

35,44

1

65,52

6

131,69

9

18,15

3

33,55

13

715,82

65

0,18

68

Российская Федерация

331,86

0,47

56,55

8,00

17,04

68,19

9,65

20,55

10906,05

3,29

2.3. Уровень жизни населения

Тенденции в социальной сфере в последние годы характеризовались ростом реальных денежных доходов населения, номинальной заработной платы. Денежные доходы в расчете на одного жителя области за 2009 год составили 12 934,6 рубля. Объем реальных располагаемых денежных доходов к аналогичному периоду прошлого года увеличился на 5,7 процента.

Величина прожиточного минимума на душу населения за IV квартал 2009 года выросла по сравнению с IV кварталом 2008 года на 13,5 процента и составила 6 115,97 рублей. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума превысило 211,5 процента.

Увеличение среднедушевых доходов населения области непосредственно связано с ростом заработной платы. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в области за январь-декабрь 2009 года увеличилась на 11,6 процента к соответствующему уровню 2008 года и сложилась в размере 16 866,5 рубля (в декабре 2009 г. составила 18,4 тыс. руб). Сохраняется дифференциация заработной платы по сферам деятельности: максимальная заработная плата в организациях финансовой деятельности, минимальная - в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

В то же время для Еврейской автономной области характерна незначительная доля населения, относящаяся к среднему классу, что обуславливает низкий спрос на многие группы дорогих и элитных товаров. На рынках области такие товары практически не представлены.

Суммарный объем просроченной задолженности по заработной плате работникам организаций на начало 2010 года составил 989 тыс. рублей, что в 4,4 раза меньше соответствующего уровня 2009 года (на 01.01.2009 г. - 4,4 млн. рублей).

2.4. Ключевые направления развития области

Ключевыми проектами повышения конкурентоспособности Еврейской автономной области являются проекты по развитию Кимкано-Сутарского промышленно-транспортного узла, включающие разработку и освоение Кимкано-Сутарского железорудного месторождения, строительство на его основе современного горно-обогатительного и металлургического комбинатов. В результате реализации данных инвестиционных проектов будет получен не только дополнительный прямой эффект в виде создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и существенные эффекты, связанные со строительством объектов производственно-транспортной инфраструктуры, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, увеличением спроса в электроэнергетике, транспорте, связи и других видах экономической деятельности.

С 2012 года Кимкано-Сутарский ГОК будет производить железорудный концентрат и (на его основе) металлизированные окатыши или металлизированные брикеты. Кроме Кимканского и Сутарского месторождений начато освоение Костеньгинского железорудного месторождения в Облученском районе, которое планируется вывести на проектную мощность в 2015 году. Для компенсации негативных факторов повышающих себестоимость переработки руд на месторождениях (низкое содержание железа и удалённость от морских портов) на базе Кимканского, Сутарского, Костеньгинского месторождений, а так же привозного железорудного концентрата с Гаринского месторождения Амурской области планируется выпуск продукции глубокого передела - чугуна с перспективой выхода на производство стального проката. Этот металлургический комбинат вблизи ст. Известковая Еврейской автономной области даст развитие новому городу и будет конкурировать с другими производителями на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Неотделимой частью развития горно-металлургической отрасли, существенно трансформирующий транспортно-логистическую систему не только Еврейской автономной области, но и всего Дальнего Востока, является проект строительства железнодорожного мостового перехода через р. Амур между с. Нижнеленинское (Россия) и г. Тунцзян (КНР). Благодаря строительству моста путь продукции дальневосточных предприятий до потребителей в КНР и Юго-Восточной Азии сократится на 1763 км. Будет ликвидирована сезонность в работе существующих речных погранпереходов, что приведёт к росту конкурентоспособности дальневосточной продукции на рынках АТР. Таким образом будут сниматься инфраструктурные ограничения развития конкуренции на рынках товаров и услуг Еврейской автономной области и Дальнего Востока в целом.

До 2015 года запланирована реализация проекта восстановления добычи олова Хинганским ГОКом и освоение Южно-Хинганского марганцево-рудного месторождения. Конкурентоспособность проекта обусловлена наличием сырья (месторождения марганца, графита) и близким расположением международного пункта пропуска в с. Пашково.

При формировании привлекательных инвестиционных режимов перспективны также разработка месторождений талька, кварцита, нефти и газа на Бирофельдском грабене и создание работающей от добываемого газа тепловой электростанции в устье Биры.

Добыча и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Еврейской автономной области. Целью развития отрасли является обеспечение внутренних и экспортных потребностей Российской Федерации в полезных ископаемых. Среди месторождений полезных ископаемых с относительно эластичным спросом (таких как уголь, бокситы, олово), в первую очередь, будут разрабатываться те, в которых содержание полезного компонента и другие физико-химические характеристики приближены к мировым стандартам, а среди них - требующие наименьших затрат на инфраструктурное освоение и эксплуатацию.

Планируется усиление роли Еврейской автономной области как экспериментальной площадки по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных горно-геологических и природно-климатических природных условиях.

Особых мер государственной поддержки требует задача стимулирования развития переработки сырья на территории Еврейской автономной области и создание в этой сфере конкурентной среды. К таким мерам относятся: налоговое стимулирование инвестиционного процесса, налоговое и нормативно-правовое стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; комплекс мер по развитию соответствующих отраслей машиностроения; гармонизация российского и зарубежного законодательства и практики работы погранпереходов; выставочно-ярмарочная и представительская деятельность; создание научно-внедренческой инфраструктуры; разработка и внедрение межгосударственных и межотраслевых программ сотрудничества предприятий-производителей с потребителями и др.

Одним из механизмов развития конкуренции и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, может стать создание особой приграничной зоны транспортно-промышленного назначения в районе пункта пропуска "Нижнеленинский". За последние годы ЕАО превратилось в стратегический для регионов Дальневосточного федерального округа узел транзитных связей. Через ее территорию осуществляются межрегиональные и международные перевозки. Отмечается увеличение грузо- и пассажиропотока через порт-пункты области, особенно через порт-пункт "Нижнеленинский". Направление Биробиджан - Ленинское - граница КНР относится к важнейшей транспортной магистрали области, которая способствует развитию сельскохозяйственных предприятий Ленинского района, обеспечивает вывозку угля с Ушумунского месторождения и используется как подъезд к пограничному переходу с КНР. Реализация комплекса проектов реконструкции автомобильных дорог, строительства железнодорожного моста в районе с. Нижнеленинское на основе частно-государственного партнерства (основной инвестор - ООО "Рубикон"), позволит переключить на себя короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской магистрали, сократить сроки доставки грузов, тем самым снизить инфраструктурные ограничения развития конкуренции в области.

Расширение числа крупных участников на рынках области укрепляет конкурентоспособность и способствует диверсификации экономики, развитию конкурентной среды.

Приоритетным направлением экономического развития области является развитие агропромышленного комплекса. Область располагает достаточными резервами сельскохозяйственных земель, которые позволяют значительно нарастить объёмы выращивания и переработки сои, производство мяса и молочной продукции.

В структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур в Еврейской автономной области соя занимает доминирующее положение - 60,1% в хозяйствах всех категорий. Основные площади посевов сои сосредоточены в Октябрьском, Ленинском и Биробиджанском районах. Однако в области перерабатывается только 12% производимой сои, и этот фактор сдерживает развитие данного рынка.

В 2010-2013 годах планируется реализовать проект создания предприятия по переработке бобов сои на высококачественные белковые продукты, которое будет производить:

- соевый концентрат, текстурированнеые изоляты соевого белка и продукты на их основе;

- масло соевое;

- побочные продукты переработки сои для производства кормовых комбинированных белковых смесей для птицы, свиней и крупного рогатого скота.

В Ленинском районе также запланировано производство соевой лапши с поставками на экспорт.