Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ

Таблица 4.11.3

Распределение объектов розничной торговли по муниципальным образованиям Еврейской автономной области и специализации


Магазины
 продовольственной группы

Магазины непродовольственной группы

Магазины
 смешанных
 товаров

Всего

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

г.Биробиджан

183

183

267

258

16

15

466

456

Биробиджанский район

22

22

10

8

15

1 6

47

4 6

Облученский район

133

100

73

81

17

50

223

23 1

Смидовичский район

59

65

57

64

39

39

15 5

1 68

Ленинский район

3

6

18

22

67

7 1

88

99

Октябрьский район

7

7

23

2 4

55

5 6

85

8 7

На 01.01.2010 года в Еврейской автономной области функционируют 1235 объектов розничной торговли, из них 1087 магазинов (по сравнению с предыдущим годом их количество увеличилось на 3,9% и 2,2% соответственно).

Основную часть оборота розничной торговли в течение 2009 года формировали торгующие организации (96,3%). При этом объем продаж в сопоставимых ценах в торгующих организациях возрос на 3,7%, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках снизился на 36,3% по сравнению с 2008 годом.

В структуре формирования оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. Начиная с 2003 года доля продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках снизилась и в общем объеме розничного товарооборота в 2009 году составила 3,7% (в соответствующем периоде 2003 года - 11,8%).

Обеспеченность населения торговыми площадями является качественным показателем структура торговой сети. Общая площадь торговых объектов, расположенных на территории области составляет около 85,0 тыс. кв. м, а обеспеченности населения торговыми площадями составляет 458,5 кв. м на 1 тыс. жителей (для сравнения: данный показатель в г. Москва составляет 520,0 кв. м).

Обеспеченность торговыми площадями в г.Биробиджане и районах области неравномерна и колеблется от 232,0 до 969,0 кв. м в расчете на 1 тыс. жителей.

Ежегодно в области идёт процесс реконструкции старых предприятий торговли, создание новых магазинов. Предприятия торговли по технологии работы и обслуживания, эстетическому и техническому состоянию, насыщению продуктами питания соответствуют современному уровню организации торговли.

Кроме этого важнейшим элементом развития торговли является формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед автономными магазинами являются: возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д.

Наметилась тенденция к позиционированию магазинов для различных доходных групп. ООО "Торговая компанией "Альфа" перепрофилировано несколько магазинов в магазины "Ветеран", где торговые места предоставлены местным товаропроизводителям, что позволяет продавать товары по более низким ценам. Магазины индивидуальных предпринимателей Хильчук А.В. (г. Биробиджан), Соколова В.В. (г. Облучье), также выполняют функции по обеспечению малоимущих слоев населения более дешевыми продуктами питания.

В торговле непродовольственными товарами продолжает сохраняться приоритет за развитием торговых центров и специализированных предприятий типа "Одежда", "Обувь", "Строительные и хозяйственные товары", "Мебель", "Электробытовые и сложнотехнические товары" и др. Группа этих магазинов наиболее характерно выражает направленность на потребителя с разным уровнем дохода.

Торгующими организациями широко применяется система скидок, продажи в кредит и с рассрочкой. Как правило, акции по продаже товаров со скидками организуются в рекламных целях при открытии торговых объектов или приурочиваются к праздничным дням. Размеры скидок колеблются от 3 до 17%.

В целом изменения, наблюдаемые в розничной торговле на протяжении пяти лет, свидетельствуют о развитии стабилизационных процессов на потребительском рынке товаров.

Состояние розничной торговли характеризуется следующими основными итогами:

- в формировании валового регионального продукта ЕАО доля розничной торговли в 2008 г. составила 7,2%;

- в течение нескольких лет сохраняется ежегодный рост физического оборота розничной торговли, что во многом обусловлено увеличением денежных доходов населения;

- сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счёт продажи товаров торгующими организациями, их доля в 2009 г. составила 96,3%, тогда как доля оборота рынков снижается;

- в обороте розничной торговли доля продовольственных товаров с 2004 г. стабильно держится на уровне 52%-53%;

- в течение последних лет для организаций розничной торговли сохраняется достаточно благоприятная конъюнктура;

- высокая степень конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Несмотря на то, что розничная торговля в ЕАО развивается достаточно динамично, имеется ряд негативных факторов, которые в некоторой мере сдерживают её развитие. Наиболее существенными из них, по мнению руководителей хозяйствующих субъектов, являются: высокие транспортные расходы (83,3%), высокая арендная плата (83,3,7%), высокий процент коммерческого кредита (66,7%), а так же недостаточный платёжеспособный спрос населения.

Кроме того, в торговле ощущается дефицит квалифицированных кадров, как и в большинстве отраслей экономики. Подготовка кадров в профессиональных образовательных учреждений не в полной мере ориентирована на рынок труда. В настоящее время продавцов и кассиров-контролёров обучают профессиональное училище N 1 в г. Биробиджане и профессиональное училище в г. Облучье. Выпуск учащихся в 2009 году составил 17 человек. По состоянию на 01.01.2010 на учёте в центре занятости населения состоял 61 продавец.