ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2009 года N 219-пп

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДОБРЫЙ МИР - ДЕТЯМ!"

{Изменение:

Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп;

Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.12.2010 N535-пп;

Постановление правительства Еврейской автономной области от 25.01.2011 N14-пп}

В соответствии с перечнем региональных программ, получивших по итогам конкурсного отбора право на финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе "В кругу друзей", утвержденным протоколом заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 04.06.2009 N6, правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Добрый мир - детям!".

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.

{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.12.2010 N535-пп}

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор области

Н.М. ВОЛКОВ

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением правительства

Еврейской автономной области

от 10.07.2009 N219-ПП

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОБРЫЙ МИР - ДЕТЯМ!"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Добрый мир - детям!"


Основание для разработки программы (для программ, планируемых к реализации)

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
3. Раздел "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы.
4. {Утратил силу: Постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп} 5. {Утратил силу: Постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп} 6. Отдельные мероприятия по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономной области на 2009 год, утвержденные постановлением правительства Еврейской автономной области от 13.01.2009 N6-пп

Орган управления программой

Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области

Основные разработчики и исполнители программы

Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области Управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области Комитет образования Еврейской автономной области Комитет по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области Управление культуры правительства Еврейской автономной области Управление по внутренней политике аппарата губернатора и правительства Еврейской автономной области Государственное бюджетное учреждение Центр занятости населения (по согласованию) Областное государственное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживанияг. Биробиджана" (по согласованию) Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" г. Биробиджана (по согласованию) Областное государственное бюджетное учреждение "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (по согласованию) Региональное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в ЕАО (по согласованию) Еврейское областное региональное отделение общероссийской общественной организации "Муниципальная Академия" (по согласованию)

{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп; Постановление правительства Еврейской автономной области от 25.01.2011 N14-пп}

Срок реализации программы

2009 - 2011 годы

Цель программы

Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, адаптация семей, имеющих детей-инвалидов, в обществе

Задачи программы

1. Обеспечение межведомственного подхода к решению проблем семей, имеющих детей-инвалидов.
2. Улучшение социально-экономического положения семей с детьми-инвалидами.
3. Формирование у детей-инвалидов новых социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников.
4. Повышение качества предоставляемых детям-инвалидам социальных услуг путем укрепления материально-технической базы областных государственных бюджетных учреждений для детей-инвалидов, общественных объединений и иных учреждений.
5. Развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции детей-инвалидов и их родителей.
6. Повышение уровня информационно-методического сопровождения организации реабилитации детей-инвалидов и их родителей

Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе (количественные и качественные показатели)

1. Более 400 детей-инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
2. Более 700 здоровых сверстников детей-инвалидов и их родители, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Перечень основных мероприятий программы

1. Оказание содействия в трудоустройстве родителям, имеющим детей-инвалидов.
2. Реабилитация детей-инвалидов посредством их приобщения к спорту, искусству и культурным ценностям.
3. Создание комфортной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов и их родителей.
4. Развитие социального партнерства в сфере социальной интеграции детей-инвалидов.
5. Информационное сопровождение организации социальной реабилитации детей-инвалидов и их родителей

Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования программы)

Объем финансирования за 2009 - 2011 годы Всего - 24 486,0 тыс. рублей, в т.ч.: : средства бюджета Еврейской автономной области - 6 366,0, в т. ч.: финансирование программных мероприятий – 830,0 тыс. рублей, финансирование по прочим мероприятиям – 5 536,0 тыс. рублей, иные источники*, в т.ч.: привлеченные средства - 40,0 тыс. рублей, средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 2 040,0 тыс. рублей; средства бюджета Еврейской автономной области - 5 555,0**, тыс. рублей, иные источники*, в т.ч.: привлеченные средства - 50,0 тыс. рублей, средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 1 325,0 тыс. рублей; средства бюджета Еврейской автономной области - 7 500,0 тыс. рублей, в т.ч. на программные мероприятия 70,0 тыс. рублей, иные источники*, вт.ч.: привлеченные средства - 60,0 тыс. рублей, средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 1 550,0 тыс. рублей **финансирование мероприятий осуществляется вне программы.

{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп; Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.12.2010 N535-пп}

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Показателями содействия в трудоустройстве родителей, имеющих детей-инвалидов, будет: - обучение 270 родителей детей-инвалидов для создания равной с другими гражданами возможности их трудоустройства; - профессиональная ориентация 120 родителей, около 40 детей-инвалидов в возрасте от 14-18 лет.
2. Показатели реабилитации детей-инвалидов посредством их приобщения к спорту, искусству и культурным ценностям:
- участие не менее 500 детей-инвалидов и их родителей в специальных культурных, спортивно-оздоровительных и туристических мероприятиях;
- формирование у 400 детей-инвалидов и их здоровых сверстников мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке.
3. Создание комфортной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов и их родителей позволит:
- расширить перечень и повысить качество предоставляемых транспортных услуг службы "Социальное такси" (до 400 услуг в год) для семей, имеющих детей-инвалидов;
- организовать социальную и спортивную ежегодную реабилитацию 80 детей-инвалидов в группах адаптивной физической культуры во всех районах Еврейской автономной области;
- продолжить развитие международных спортивных игр "Дети Азии" по программе "Спешиал Олимпик" в областном государственном бюджетном учреждении "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей".
4. Развитие социального партнерства в сфере социальной интеграции детей-инвалидов позволит:
- создать не менее 12 клубов для детей-инвалидов, сформировать у 300 детей мотивацию к взаимодействию и взаимной поддержке;
- обучить 6 преподавателей-тренеров вновь созданных групп адаптивной физической культуры для детей-инвалидов;
- продолжить и расширить работу органов исполнительной власти Еврейской автономной области с общественными объединениями инвалидов на принципах социального партнерства.
5. Информационное сопровождение организации социальной реабилитации детей-инвалидов и их родителей обеспечит:
- информирование по вопросам предоставления услуг и мер социальной поддержки 500 семей с детьми-инвалидами;
- привлечение внимания жителей Еврейской автономной области к вопросам социальной поддержки семей с детьми-инвалидами;
- освещение хода реализации областной целевой программы "Добрый мир - детям!" в средствах массовой информации.
В целом реализация программы позволит обеспечить почти 100-процентный охват семей, имеющих детей-инвалидов, создать условия для социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов всех возрастных групп.

{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп}



* Объем финансирования из иных источников является прогнозным и может уточняться в течение действия программы.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции семей с детьми-инвалидами, предоставление им равных возможностей участия в экономической и общественной жизни является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества детей, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В настоящее время в Еврейской автономной области (далее - область) проживает 812 детей-инвалидов, из них около 80 процентов воспитывается в семьях.

Практически все такие семьи испытывают трудности как экономического, так и социального характера. Во многом это обусловлено отсутствием достаточных условий и возможностей для родителей детей-инвалидов полноценно сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей-инвалидов. Анализ трудовой занятости родителей, имеющих детей-инвалидов, на территории области показал, что:

- 221 семья живет за счет пенсии по уходу за ребенком, пенсии по инвалидности и детских пособий (не имеют трудовых доходов);

- в 237 семьях работает один родитель (в основном это неполные семьи, в области зарегистрировано 306 неполных семьей с детьми-инвалидами);

- из 264 полных семей только в 123 семьях работают оба родителя (в остальных мать ухаживает за ребенком-инвалидом и не трудоустроена).

На территории области в соответствии с Планом развития гибких форм занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, на 2008 - 2009 годы проведена работа по созданию банка данных семей, имеющих детей-инвалидов (с учетом трудовой занятости родителей), организована работа по проведению анкетного опроса семей для изучения потребности в трудоустройстве родителей. За 2008 год прошли профессиональное обучение и трудоустроились 10 родителей детей-инвалидов, обратившихся в государственное бюджетное учреждение Центр занятости населения (далее -

ГБУ Центр занятости населения). Поэтому занятость родителей, имеющих детей-инвалидов, остается очень значимой проблемой для области.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, довольно часто относятся к семьям асоциального типа, это диктует их поведение "закрытости" от ближнего окружения и общества в целом. Во многих семьях сформировано негативное отношение к службам, оказывающим социальную помощь. Это связано в первую очередь с тем, что в области недостаточно развиты спектр и качество предоставления различных социальных услуг этим категориям граждан.

Причиной изолированности семей, имеющих детей-инвалидов, на территории области является проблема доступности объектов социальной инфраструктуры, учреждений организации досуга, отдыха и оздоровления детей.

Например, на базе областного государственного бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания города Биробиджана" (далее - ОГБУ "Центр социального обслуживания города Биробиджана") создана служба "Социальное такси", основным направлением деятельности которой является предоставление транспортных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов. С сентября 2007 года оказано более 200 транспортных услуг, связанных с перевозкой детей-инвалидов. Транспортные услуги оказываются на арендованном автотранспорте, не имеющем подъемного оборудования для перевозки детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, что значительно ограничивает возможность посещения ими мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей.

Также вызывает озабоченность недостаточно широкий спектр государственных услуг, предоставляемых семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях. Основной причиной этого является отсутствие необходимой материально-технической базы в областном государственном бюджетном учреждении "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - ОГБУ "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"), образовательных и спортивных учреждениях, общественных организациях, ведущих работу с детьми-инвалидами.

{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.12.2009 N486-пп}

Например, с 1999 года в области организована реабилитация детей-инвалидов в группе адаптивной физической культуры (далее - АФК) муниципального учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" г. Биробиджана (далее - МУ ДО ДЮСШ г. Биробиджана). Занятия проводит тренер-преподаватель высшей категории, отличник народного образования РСФСР и СССР Беспалая Валентина Александровна. За 10 лет в группах АФК прошли индивидуальную и групповую реабилитацию 347 детей, накоплен опыт реабилитационной работы. Дважды в год среди детей, занимающихся в группе АФК, проводятся спортивные фестивали. На сегодняшний день награждены дипломами за спортивные достижения 208 детей; в школах на Доски почета за успехи в спорте и учебе занесены 5 детей; многие дети становятся победителями в областных фестивалях и соревнованиях; 23 января 2009 года Омельяненко Дмитрию, реабилитация которого длительное время проходила в группе АФК, присуждена премия губернатора области "За особые успехи в учебе, спорте, творческой деятельности и общественной жизни".

Родители детей-инвалидов, занимающихся в группе АФК, активно включаются в воспитательную и реабилитационную работу со своими детьми. Однако отсутствие в районах области обученных тренеров-преподавателей для работы с детьми-инвалидами, уровень материально-технической базы бюджетных учреждений не позволяют организовать группы АФК для детей-инвалидов во всех муниципальных образованиях области.

Анализ факторов, влияющих на социальную поддержку детей-инвалидов, показывает, что, несмотря на принимаемые усилия со стороны органов исполнительной власти области, а именно:

- организацию с 2007 года службы "Социальное такси" для семей с детьми-инвалидами;

- проведение ежегодных областных спортивных фестивалей "Я в мир с надеждою смотрю", организацию участия детей-инвалидов в международных спортивных соревнованиях "Дети Азии" по программе "Спешиал Олимпик", реабилитацию детей-инвалидов с 1999 года в группе АФК МУ ДО ДЮСШ г. Биробиджана;

- обеспечение ежегодного участия детей-инвалидов в социально значимых мероприятиях (День защиты детей, Международный день инвалидов, фестивали самодеятельного творчества, новогодние ёлки и др.);

- оказание материальной адресной помощи семьям с детьми-инвалидами, организацию патронажа и предоставление иных мер социальной поддержки,

несмотря на действия общественных объединений - оказание адресной помощи, организацию художественно-поэтических конкурсов, экскурсий, кружков и т.д., социально-экономическое положение семей с детьми-инвалидами продолжает ухудшаться. Официальная статистика по области свидетельствует, что количество инвалидов увеличивается. За период с 2005 по 2008 год численность инвалидов в области увеличилась более чем на 5 000 человек и по состоянию на 01 января 2009 года составляет 17 218 человек, или 9,2 процента от общей численности населения области.

Дети-инвалиды от общего числа детей, проживающих на территории области, составляют 2,1 процента.

Все это вызывает необходимость продолжить проведение на территории области комплекса мероприятий, направленных на:

- обеспечение межведомственного подхода к решению проблем семей, имеющих детей-инвалидов;

- профессиональную и социальную реабилитацию родителей, имеющих детей-инвалидов;

- расширение спектра услуг по созданию доступной жилой среды и условий беспрепятственного доступа детей-инвалидов к социально значимым объектам и информации, улучшение их социального положения;

- более широкое привлечение общественных объединений занимающихся проблемами инвалидов, защитой их прав и законных интересов;

- открытость информации и информационное сопровождение социальной реабилитации детей-инвалидов.

Выявленные проблемы предполагается решать объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной власти области, областных государственных учреждений и общественных организаций с помощью программно-целевого метода.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Целью программы является социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, адаптация семей, имеющих детей-инвалидов, в обществе.

В рамках программы предусматривается решение следующих задач:

- обеспечение межведомственного подхода к решению проблем семей, имеющих детей-инвалидов;

- улучшение социально-экономического положения семей с детьми-инвалидами;

- формирование у детей-инвалидов новых социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

- повышение качества предоставляемых детям-инвалидам социальных услуг путем укрепления материально-технической базы областных государственных бюджетных учреждений для детей-инвалидов, общественных объединений и иных учреждений;

- развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции детей-инвалидов и их родителей;

- повышение уровня информационно-методического сопровождения организации реабилитации детей-инвалидов и их родителей.

Сроки реализации программных мероприятий - 2009 - 2011 годы.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Программные мероприятия являются продолжением межведомственной работы с детьми-инвалидами и их семьями, организованной в рамках принятых правительством области целевых программ.

Областная целевая программа "Добрый мир - детям!" включает пять разделов в соответствии с поставленными задачами по наиболее актуальным для области в настоящее время направлениям согласно приложению к настоящей программе.

Первый раздел мероприятий посвящен профессиональной адаптации родителей, имеющих детей-инвалидов, обучению их востребованным на рынке труда профессиям, что будет способствовать равной с другими гражданами возможности их трудоустройства. Инновационным подходом к выполнению этой задачи считаем то, что привлечена одна из областных общественных организаций, которая предлагает услуги по обучению нестандартным специальностям, востребованным на рынке труда области.

В рамках реализации образовательных программ общественного образовательного ресурсного центра "Школа жителей" Еврейского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Муниципальная Академия" (далее - ЕО РО ООО "Муниципальная Академия") предлагается обучить родителей детей-инвалидов следующим востребованным на рынке труда области специальностям: управляющий товариществом собственников жилья; социальный организатор - специалист по работе с населением по месту жительства (старший по дому, по подъезду и др.); делопроизводитель; гувернантка; домашний педагог; домашняя хозяйка; бухгалтер некоммерческой организации и др. - всего по 14 специальностям. Пройдя профессиональное переобучение, родители детей-инвалидов будут иметь возможность трудоустроиться с учетом неполного (укороченного) графика рабочего времени, преимущественно выполняя работу по месту своего жительства (на дому).

Планируется обучить востребованным профессиям: в 2009 году - 60 родителей; в 2010 году - 90 родителей; в 2011 году - 120 родителей.

Также в раздел включены меры управления трудовой занятости населения правительства области по организации для 160 родителей и детей-инвалидов тестирования на профессиональную пригодность, их переквалификации и организации занятости. Планируется оказать содействие в трудоустройстве детям-инвалидам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время и их родителям на вакансии с гибким режимом работы: в 2009 году - 20 человек; в 2010 году - 30 человек; в 2011 году - 50 человек.

На реализацию мероприятий данного раздела планируется направить 1 900,0 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»