Еврейская автономная область (далее - область) расположена в южной части российского Дальнего Востока. Ее площадь - 36,6 тыс. кв. км. На западе и северо-западе она граничит с Амурской областью, на востоке и северо-востоке - с Хабаровским краем, на юго-западе и юге (по реке Амур) - с Китайской Народной Республикой.
Область относится к пограничным субъектам Российской Федерации, что предопределяет большое значение приграничного сотрудничества и торговли в экономике области. Внешнеэкономическая деятельность в области - один из наиболее важных факторов развития, обеспечения и сохранения экономического потенциала.
Международные грузовые и пассажирские перевозки на территории области выполняются через пограничные пункты пропуска, расположенные на берегу р. Амур (Цзяинь - Пашково, Лобэй - Амурзет, Тунцзян - Нижнеленинское). Объемы и темпы роста международных экспортно-импортных операций через пограничные пункты пропуска на территории области ежегодно увеличиваются и имеют хорошие перспективы.
Доминирующим видом транспорта, обеспечивающим основной объем внутренних перевозок в области, является автомобильный транспорт. Объемы грузовых автомобильных перевозок на территории области в последние годы характеризуются тенденцией к увеличению. Это объясняется переходным характером экономики области, продолжающимися здесь структурными изменениями.
Всего на территории области имеется 2827,567 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе: 350 км - федеральная автомобильная дорога "Амур"; 420,166 км - автомобильные дороги регионального значения; 2057,401 км - муниципальные автомобильные дороги, в том числе 1261,65 км - дороги городских и сельских поселений, а также городского округа.
Средняя плотность дорожной сети общего пользования (с учетом федеральной) по области выше, чем в среднем по Российской Федерации и по Дальневосточному федеральному округу. По данному показателю область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе.
Сеть автомобильных дорог общего пользования на территории области представлена участками автомобильных дорог III, IV и V категорий регионального и муниципального значения. Автомобильные дороги регионального значения в суммарной протяженности областной дорожной сети общего пользования составляют 32,0 процента. В областной собственности находится 77,8 процента автомобильных дорог III категории, 22,0 процента автомобильных дорог IV категории и 0,1 процента автомобильных дорог V категории.
В суммарной протяженности сети региональных и муниципальных автомобильных дорог основную часть составляют автомобильные дороги IV категории преимущественно с переходным типом дорожной одежды (гравийное покрытие). Переходный тип дорожной одежды является доминирующим на территории области. Удельный вес участков, имеющих гравийное покрытие, в суммарной протяженности автомобильных дорог регионального и муниципального значения всех категорий составляет 65,5 процента, в том числе на автомобильных дорогах III категории - 40,8 процента от их протяженности.
Облегченные дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием на автомобильных дорогах регионального и муниципального значения общего пользования составляют 30 процентов всей протяженности. Из них 62,8 процента приходится на автомобильные дороги III категории, 33 процента - на автомобильные дороги IV категории и 4,2 процента - на автомобильные дороги V категории.
В целом на фоне средних условий Дальневосточного федерального округа в структуре автомобильных дорог общего пользования область имеет более высокий удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием (95,5 процента протяженности областных автодорог при 73 процентах протяженности территориальных автодорог в Дальневосточном федеральном округе), опережая по этому показателю также и среднероссийское значение (91 процент). При этом следует отметить полное отсутствие в структуре автодорожной сети области жестких дорожных одежд с цементобетонными покрытиями, являющихся в настоящее время одним из наиболее высокотехнологичных, прочных и долговечных видов дорожных конструкций, широко применяемых в мире, включая и граничащие с областью территории Китайской Народной Республики.
В то же время следует отметить наличие неблагоприятной тенденции к увеличению разрыва в техническом уровне между формируемыми муниципальными сетями автомобильных дорог и системой региональных автомобильных дорог. К муниципальной собственности отнесены автомобильные дороги местного значения, обеспечивающие преимущественно транспортные связи между поселениями внутри муниципальных образований. Из общей протяженности муниципальных дорог 83,3 процента имеют V категорию, 17,4 процента - дороги без твердых покрытий. Низкий технический уровень муниципальных дорожных сетей может стать одним из препятствий для экономической активности и инвестиционного потенциала муниципальных образований области.
На автомобильных дорогах регионального значения имеется 34 моста общей протяженностью 2306,18 п. м (в том числе 3 временных моста суммарной протяженностью 35,55 п. м) и 312 водопропускных труб общей протяженностью 5050,97 п. м. На муниципальных автомобильных дорогах имеется 60 мостов общей протяженностью 3143,55 п. м и 381 водопропускная труба суммарной протяженностью 5512,04 п. м.
Автодорожная сеть области в настоящее время обеспечивает круглогодичный бесперебойный проезд автомобилей на всем ее протяжении. В то же время практически все автомобильные дороги в той или иной степени характеризуются различными дефектами, связанными преимущественно с состоянием земляного полотна, дорожного покрытия, водоотводных и мостовых сооружений.
Кроме этого, отдельные участки дорожной сети области не соответствуют современным нормативным требованиям по геометрическим параметрам и по допустимым нагрузкам транспортных средств (прочности дорожных конструкций, одежд).
Таким образом, в общей сложности 70 процентов протяженности автомобильных дорог и около 80 процентов мостов области имеют существенные дефекты, требующие максимально быстрого исправления во избежание дальнейшего разрушения. При этом около 10 процентов протяженности дорог и 8 процентов мостов уже находятся в аварийном и предаварийном состоянии, характеризующемся разрушением конструкций, и требуют срочных восстановительных работ.
Кроме того, прочность дорожных и мостовых конструкций на большей части автомобильных дорог регионального и муниципального значения рассчитана на осевую нагрузку автомобилей лишь до 8 тонн, а на отдельных участках - до 6 тонн. Это не позволяет эффективно использовать возможности современного грузового автомобильного транспорта на всей территории области. На дорогах области имеется порядка 10 деревянных мостов, по которым обеспечивается проезд только легких грузовых автомобилей, автобусов малого класса и легковых автомобилей. При этом большая часть этих мостов находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены на более прочные и долговечные конструкции.
Любая автомобильная дорога после ввода её в эксплуатацию требует постоянного надзора, ухода, содержания, периодического проведения капитального ремонта и ремонта в соответствии с проведенной диагностикой.
Выбоины и ямы необходимо ликвидировать на ранней стадии их образования. Если стоимость работ по ямочному ремонту, выполненному ранней весной, принять за единицу, то с задержкой ремонта на 2-3 месяца эта стоимость может возрасти в 3-5 раз.
Транспортная инфраструктура является необходимым элементом хозяйственного устройства и интеграции любой территории, неотъемлемой частью жизненного пространства современного человека.
Наличие единой, высокопроизводительной, технологичной и надежной системы путей сообщения на территории области создает предпосылки для реализации преимуществ её географического положения, формирует потенциал для будущего развития и является особым экономическим ресурсом, эффективность использования которого оказывает существенное влияние на параметры функционирования экономической системы в целом.
Максимальное обеспечение устойчивого экономического роста и создания комфортной среды жизнедеятельности в области возможно при следующем состоянии автомобильно-дорожной системы области:
- для всех типов автомобилей в сообщении как между всеми населенными пунктами области, так и внутри них обеспечивается возможность беспрепятственного движения с минимальными затратами времени и ресурсов, с максимальной комфортностью для водителей и пассажиров;
- по автомобильным дорогам - подъездам к международным пунктам пропуска через государственную границу обеспечивается возможность постоянного беспрепятственного и безопасного проезда тяжелых грузовых автомобилей, автопоездов и туристских автобусов;
- по автомобильным дорогам, обслуживающим связи с массивами пригородных (дачных) участков городского населения, с санаторно-курортными и прочими рекреационными территориями межрегионального значения, обеспечивается возможность регулярного комфортного и безопасного пассажирского движения;
- для транзитного автотранспорта, следующего через территорию области, обеспечивается возможность гарантированного удобного, быстрого и безопасного проезда при высоком уровне сервисного обслуживания, учитывающем специфику потребностей пользователей при поездках на дальние расстояния;
- обеспечиваются равные возможности и все необходимые условия для межрегионального автомобильного сообщения области по всем востребованным направлениям и для любой освоенной части её территории.
В результате будут обеспечены возможности для максимальной реализации преимуществ географического и геополитического потенциала территории области как в части использования ресурсов приграничного положения, так и в части реализации её транзитного потенциала, использования выгод расположения области на пути движения основных внутри- и межрегиональных товарно-транспортных потоков. Тем самым должны быть созданы условия для активного и свободного развития предпринимательства и рынка на территории области, повышения инвестиционной привлекательности области, что обеспечит дополнительные возможности для устойчивого роста и развития всей экономической системы.
При наличии вышеназванных параметров экономической системы будут обеспечены также низкая стоимость эксплуатации автомобилей, возможность гарантированного и комфортного проезда на них. Все это при одновременном повышении уровня благосостояния населения в результате экономического роста обеспечит формирование качественно новой среды, базирующейся на высоком уровне мобильности населения и системы товародвижения, использовании новейших транспортных технологий во всех сферах жизнедеятельности населения и экономики.