Недействующий

О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

I. Основные принципы хозяйственной деятельности
научных организаций

4. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить коренную перестройку деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Исходить из того, что научные организации наряду с производственными предприятиями являются социалистическими товаропроизводителями и в основу их работы должны быть положены принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они обеспечивают свое научно-техническое и социальное развитие за счет средств, заработанных путем реализации разработок потребителям, и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.

Научно-техническая продукция научных организаций является товаром. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в хозяйственном договоре, и принятые заказчиком.

5. Установить, что основным источником научно-технического, социального развития и материального стимулирования (оплаты труда) научной организации является ее прибыль (доход).

Перейти к целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах заказчиками вместо финансирования содержания организации. Источниками финансирования таких работ должны быть в основном средства объединений, предприятий и организаций, а также средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и кредиты банков, а в необходимых случаях бюджетные ассигнования.

6. Министерства и ведомства обязаны концентрировать научно-технический потенциал на решении крупных научно-технических проблем в приоритетных направлениях научно-технического прогресса, своевременной разработке новых техники, технологии и материалов, превосходящих по своим параметрам и показателям мировой уровень.

Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Госагропромом СССР, Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик определять объемы средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование важнейших отраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экономических исследований, выполняемых научными, в том числе и отраслевыми, организациями, на пятилетний период (с разбивкой по годам), а также на 1988-1990 годы.

Министерства и ведомства СССР, Госагропром СССР, Госстрой СССР и Советы Министров союзных республик самостоятельно определяют конкретную тематику этих работ и заключают договоры на их выполнение.

Повысить ответственность министерств и ведомств за рациональное расходование средств централизованного фонда развития производства, науки и техники.

Министерствам и ведомствам СССР, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, Советам Министров союзных республик установить строгий контроль за использованием средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование исследований и разработок.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР и Госагропрому СССР осуществлять периодические проверки фактического расходования указанных средств министерствами, ведомствами, территориальными органами и научными организациями и о результатах проверок докладывать Совету Министров СССР.

7. В целях повышения ответственности научных организаций в своевременном удовлетворении требований заказчиков и усиления роли потребителей в определении тематики, научно-технического уровня, качества и сроков выполнения исследований и разработок радикально поднять роль договорных отношений.

Установить, что договор является основным документом, регламентирующим отношения научной организации (объединения) с заказчиком научно-технической продукции, включая министерства и ведомства. Договоры заключаются на выполнение научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ по созданию новых техники, технологии и материалов, на изготовление, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в производстве, на оказание научно-технических услуг, на выполнение других работ по профилю деятельности научной организации.

При невыполнении обязательств, обусловленных договором, научная организация, объединение или предприятие - разработчик несут материальную ответственность: возвращают заказчику полученные средства, выплачивают штрафы в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

8. Осуществить переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Цены на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, опытную продукцию, научно-технические услуги, и другие виды работ согласовываются научной организацией с заказчиком до начала работ в зависимости от требуемых эффективности, качества и сроков выполнения работ. Превышение затрат по сравнению с договорной ценой, допущенное исполнителем без согласования с заказчиком, компенсируется им за счет собственных средств.

Если работа прекращается по вине заказчика, то она оплачивается им по фактически произведенным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную работу.

9. Обеспечить широкое внедрение конкурсных начал в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, проведение параллельных разработок по наиболее важным проблемам науки и техники, ликвидацию монопольного положения отдельных головных институтов, всемерное поощрение научно-технического творчества трудящихся.

10. Установить, что при отсутствии заказчиков на исследования и разработки, длительной бесплодной работе научной организации и в случае, когда принятые этой организацией и вышестоящим органом меры по обеспечению эффективной работы не дали положительных результатов, научная организация прекращает свою деятельность.