ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1987 года N 1102
О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что последовательное проведение курса XXVII съезда партии на ускорение социально-экономического развития требует всемерного наращивания темпов и максимального использования достижений научно-технического прогресса, коренной перестройки деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций.
Созданный в стране научно-технический потенциал, позволяющий решать крупные народнохозяйственные задачи, используется недостаточно эффективно. Допущено отставание по ряду важнейших научных направлений, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции.
Развитие науки осуществлялось в последнее время не путем повышения эффективности деятельности научных организаций, а в основном за счет создания новых учреждений и увеличения численности их работников. Уровень и качество научных исследований и разработок зачастую не соответствуют современным научно-техническим требованиям и перспективам развития народного хозяйства.
Деятельность многих институтов и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на повышение технического уровня производства, допускается распыление сил и средств на выполнение работ, не имеющих ни научной, ни практической ценности.
Отсутствует должная ответственность и заинтересованность научных коллективов в решении стоящих перед ними задач, в высоких результатах проводимых исследований. Слабо стимулируются творчество и инициатива, поиск новых нетрадиционных решений.
Методы управления научными организациями устарели, опираются в основном на администрирование и директивность. Не применяется экономический подход к управлению наукой, отсутствует необходимая зависимость между доходами коллективов и результатами исследований.
Не отвечают современным требованиям сложившиеся методы хозяйствования в научных организациях, практика их взаимоотношений с заказчиками, а также с вышестоящими органами управления. Они не обеспечивают должной ответственности за технический уровень, качество и обновляемость продукции, сокращение затрат и сроков создания новых техники, технологии и материалов. Система планирования, финансирования и экономического стимулирования в научных организациях слабо увязана с интересами предприятий и не нацелена на достижение высоких конечных результатов производства.
Государственный комитет СССР по науке и технике, Академия наук СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик в своей практической деятельности смирились с низким техническим уровнем проводимых научных исследований и разработок, не обеспечивают концентрации сил и ресурсов научных организаций на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, позволяющих вывести народное хозяйство на передовые позиции в мире, не осуществляют необходимого контроля за деятельностью подведомственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, зачастую загружают их работой по составлению всякого рода справок, отчетов и докладов.
В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций, усиления их роли и ответственности в решении задач ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и во исполнение решений июньского (1987 год) Пленума ЦК КПСС об осуществлении научных исследований и разработок на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Считать необходимым осуществить перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций (далее именуемых "научные организации"), используя новый хозяйственный механизм в науке и научном обслуживании как главный экономический рычаг ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве и основу жизнедеятельности коллективов этих организаций. Исходить из того, что их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
2. Установить, что главной задачей научных организаций в новых условиях хозяйствования является последовательное претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства, обеспечение передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, полная мобилизация научного потенциала, создание атмосферы творчества в научных коллективах.
Первостепенное внимание уделять укреплению связей науки с производством, предусматривать непосредственное включение научных коллективов в работы по всему циклу "научные исследования, разработки - производство - сбыт - обслуживание". Повысить темпы и уровень исследований по всем направлениям развития советской науки и техники, резко увеличить практическую отдачу труда ученых, конструкторов и технологов. Обеспечить постоянную готовность науки к реализации запросов современной жизни, практики революционных преобразований, происходящих в стране, выходу на мировой технический уровень производства и качества продукции.
Активно развивать приоритетные направления научно-технического прогресса, обеспечивать выполнение работ по государственным целевым научно-техническим программами и планам межотраслевых научно-технических комплексов, практически ускорять создание принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство и позволяющих обеспечить высший мировой уровень и конкурентоспособность создаваемой продукции.
В кратчайший срок перестроить всю работу межотраслевых научно-технических комплексов. Считать важнейшей задачей научных организаций, обеспечивающих деятельность этих комплексов, Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик многократное сокращение продолжительности цикла работ по созданию, освоению и широкомасштабному производству высокоэффективных видов техники, технологии и материалов новых поколений на главных направлениях научно-технического прогресса.
Обеспечить безусловное выполнение работ, определенных Комплексной программой научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, активно развивать и углублять интеграцию и кооперацию в сфере исследований и разработок с научными организациями и предприятиями социалистических стран.
3. Повысить ответственность научных организаций за научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве по их профилю деятельности продукции (работ, услуг).
В полной мере использовать широкие возможности развития инициативы и предприимчивости научных работников и инженеров, существенно повысить качество и творческую отдачу интеллектуального кадрового потенциала, с тем чтобы эффективность и окупаемость производимых затрат стали нормой деятельности и главным критерием оценки результатов труда как научного коллектива в целом, так и каждого его работника.
Установить, что научные организации несут всю полноту ответственности за реализацию в исследованиях и разработках перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), их соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность. Они обязаны обеспечить удовлетворение требований заказчиков, рентабельную работу, выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом.