Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА"
____________________________________________________________________
Настоящее правило (стандарт) аудиторской деятельности фактически не применяется в связи с утверждением новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 405, от 7 октября 2004 года N 532) (см. правило (стандарт) N 12 "Согласование условий проведения аудита").
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Содержание
1. Общие положения
2. Виды выборок
3. Порядок построения выборки
4. Оценка результатов выборки
1. Общие положения
1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 года.
1.2. Целью правила (стандарта) является установление для аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*, правил выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной таким образом информации.
________________
* В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".
1.3. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
1.4. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
2. Виды выборок
2.1. Обычно выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов:
а) Случайный отбор. Может проводиться по таблице случайных чисел.
б) Систематический отбор. Предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности*, либо на стоимостной их оценке**.
________________
* Например, изучение каждого двадцатого документа из всех документов данной категории.
** Например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов.
в) Комбинированный отбор. Представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
2.2. Аудиторская организация имеет право прибегать к нерепрезентативной, т.е. непредставительной, выборке только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом. Нерепрезентативная выборка может использоваться, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу операций либо при проверке класса операций, по которым установлены возможные ошибки.
2.3. Аудиторская организация может проверить верность отражения в бухгалтерском учете сальдо и операций по счетам или проверить средства системы контроля сплошным образом, если число элементов проверяемой совокупности настолько мало, что применение статистических методов не является правомерным, либо если применение аудиторской выборки является менее эффективным, чем проведение сплошной проверки.