ПРИКАЗ
от 24 октября 1997 года N 547
О новой редакции Инструкции по проведению
экспертизы обоснованности недополучения
или задержки поступления валютной выручки
от экспорта российских товаров
В связи с образованием в МВЭС России Департамента контроля и защиты государственных интересов и во изменение приказа по МВЭС России от 12 марта 1996 года N 126.
Приказываю:
1. Утвердить в новой редакции Инструкцию по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров (приложение 1) и Регламент работы в МВЭС России по анализу и подготовке заключений по заявлениям российских экспортеров (приложение 2).
2. Возложить на Управления Уполномоченных МВЭС России в регионах рассмотрение заявлений экспортеров по недополучению или задержке поступления валютной выручки на сумму до 200 тыс. долларов США с оформлением заключений МВЭС России по установленной форме.
3. Управлениям Уполномоченных МВЭС России в регионах ежеквартально представлять отчеты в Департамент контроля и защиты государственных интересов (Шевченко В.А.) по результатам рассмотрения заявлений по недополучению или задержке поступления валютной выручки от экспорта российских товаров и невозврату денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу с целью приобретения товаров по импорту, либо непоступления самих товаров, стоимость которых эквивалентна сумме поставленных товаров по бартерным контрактам по ранее установленной форме (приложения 3 и 3а) не позднее 15 числа текущего месяца следующего квартала.
4. Приказы по МВЭС России от 12 марта 1996 года N 126 и от 12 июля 1996 года N 385 считать утратившими силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Сарафанова М.А.
Министр М.Фрадков
Приложение 1
к приказу по МВЭС России
от 24 октября 1997 года N 547
ИНСТРУКЦИЯ
по проведению экспертизы обоснованности
недополучения или задержки поступления
валютной выручки от экспорта российских товаров
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Инструкцией "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", утвержденной Центральным банком Российской Федерации N 19 и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации N 01-20/10283 от 12 октября 1993 года и определяет порядок подачи заявлений экспортерами, их рассмотрения и составления заключений по обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров.
1.2. В МВЭС России подготовка заключений возлагается на Экспертную группу, персональный состав которой определяется приказом по МВЭС России.
Организационно-техническое обеспечение работы данной группы возлагается на Департамент контроля и защиты государственных интересов МВЭС России.
2.1. Экспортер представляет в Управление Уполномоченного МВЭС России в регионе заявление по установленной форме (приложение 1 к Инструкции). К заявлению прилагаются следующие документы, относящиеся к конкретной сделке:
пояснительная записка Экспортера с указанием причины (причин) и суммы недополучения валютной выручки на дату подачи заявления, с разбивкой ее по отдельным причинам, если таких причин указанных в пояснительной записке, более одной;
справка банка по всем платежам и валютным поступлениям по датам и суммы в целом за отгрузки, которые рассматриваются в заявлении, соответствующим учетным карточкам в рамках данного контракта;
Копии документов, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью;
контракт и дополнения к нему. Если основным по условиям контракта является иностранный язык, то дополнительно предоставляется перевод контракта на русский язык, заверенный печатью Экспортера;
паспорт сделки (ПС) и дополнительные листы к ПС;
грузовые таможенные декларации (ГТД);
учетные карточки (УК), заверенные печатью банка, соответствующие валютным поступлениям на транзитный счет Экспортера;
комплект товаросопроводительных документов, предусмотренных контрактом (счет, коносамент, ж.д. накладная, приемо-сдаточный акт, заводской сертификат качества и количества и т.п.).
Помимо перечисленных документов представляются:
лицензия или разрешение, если вывоз товара лицензируется или требует специального разрешения;
сертификаты качества и/или количества, оформленные уполномоченными инспекционными организациями (в установленных случаях и по утвержденному перечню товаров - см. п.2.2);
прочие документы, необходимые для обоснования позиции заявителя.
Документы по возможности должны подбираться под каждую причину отдельно.
2.2. При недополучении валютной выручки из-за изменения качества и/или количества товара к заявлению дополнительно прикладываются:
сертификаты качества и/или количества, оформленные уполномоченными инспекционными организациями на территории Российской Федерации. Это касается товаров, подлежащих экспертизе количества и качества, согласно ПП N 1267 от 26.12.95, в редакции от 21.03.96 по ПП N 298, за исключением освобождений, выданных ВЭК России в установленном порядке;
сертификаты качества и/или количества, выданные независимыми инспекционными организациями на территории Российской Федерации или за рубежом при окончательной приемке товара, согласно условиям контракта. Это касается всех товаров, не входящих в перечень инспектируемых товаров, согласно ПП N 1267 от 26.12.95, в редакции от 21.03.96 по ПП N 298;
претензия (рекламация) Покупателя с приложением акта экспертизы независимой инспекционной организации, удостоверяющей расхождения по качеству и/или количеству товара, оформленная по поручению Покупателя при окончательной приемке товара за пределами России;
ответ Экспортера (Продавца) на претензию (рекламацию) Покупателя, или переписка заявителя в отношении претензий (рекламаций), а также другие документы, относящиеся к претензии (рекламации) по контракту;
складская расписка (для товаров, хранящихся в иностранных портах);
прочие документы.
2.3. При недополучении валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта) дополнительно прилагаются:
биржевые котировки, справочные цены по официальным источникам информации ("Platt`s", "Metal Bulletin", "ICIS" и прочие), иные общеизвестные печатные публикации со специально выделенными (обведенными) позициями и легко читаемые. При отсутствии копий официальных публикаций данные, приведенные Экспортером, заверяются уполномоченной экспертной организацией по ценам;
подробные пояснения и расчеты, составленные заявителем по формуле цены, предусмотренной в контракте, на дату или период поставки с расшифровкой всех составляющих элементов цены и документальным подтверждением каждого из этих элементов, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету Экспортера, и скрепленные его печатью;
обоснование скидок с цен, а также изменений цен, внесенных в контракт после таможенного оформления груза, выданное уполномоченной экспертной организацией по ценам.
2.4. При недополучении валютной выручки по причине простоя судна (демереджа) дополнительно представляются следующие документы:
расчет демереджа;
акт учета стояночного времени (Тайм-шит);
уведомление о готовности судна к погрузке;
фрахтовый договор или выписка из него со ставками демереджа;
иные документы и переписка между Продавцом и Покупателем по данному вопросу, если таковые необходимы для вынесения решения по делу.
Уполномоченный МВЭС России в регионе:
3.1. Проверяет правильность заполнения Экспортером заявления.
3.2. В случае неполной и некачественной подборки документов возвращает весь комплект документов заявителю.
3.3. Принимает к рассмотрению документы Экспортера при наличии перечня всех приложенных документов и только при условии, что они сброшюрованы, прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью Экспортера.
3.4. В зависимости от суммы недополученной валютной выручки, действуя в пределах своей компетенции, рассматривает все поступившие в Управление Уполномоченного МВЭС России заявления и направляет их с комплектом документов и своим предварительным заключением с указанием количества недопоставленного товара и суммы недополучения валютной выручки отдельно по каждому контракту в Департамент контроля и защиты государственных интересов МВЭС России.
3.5. При необходимости по запросу МВЭС России получает от заявителя дополнительные сведения (документы) и направляет их в Департамент контроля и защиты государственных интересов МВЭС России.
3.6. Допускается прием заявления Экспортера по контрактам, подписанным до 12.10.93, по которым не оформлялся ПС в уполномоченном банке. Решение о рассмотрении таких заявлений Экспортеров принимается на заседании региональной Экспертной группы. При принятии решения об их рассмотрении на региональной Экспертной группе такие заявления Экспортера рассматривается в установленном настоящей Инструкцией порядке. В случае получения отказа в рассмотрении такого заявления на региональном уровне Экспортер имеет право обратиться в Экспертную группу МВЭС России с заявлением по установленной форме, приложив к нему соответствующий пакет документов и копию решения региональной Экспертной группы по данному вопросу.
4.1. Заявление Экспортера по обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта товара на сумму, определенную Приказом по МВЭС России, рассматривается на региональной Экспертной группе, Председателем которой является Уполномоченный МВЭС России.
4.2. Региональная Экспертная группа по составу формируется в соответствии с Приказом по МВЭС России от 28 декабря 1994 года N 657 и утверждается в МВЭС России. К работе в региональную Экспертную группу при необходимости могут привлекаться представители союзов экспортеров, таможенных органов, банков, инспекционных агентств и других компетентных организаций.
4.3. Управление Уполномоченного МВЭС России организует работу по рассмотрению заявлений экспортеров:
регистрирует документы заявителя в журнале учета;
готовит предварительные заключения по каждому рассматриваемому заявлению экспортера;
привлекает к работе членов региональной Экспертной группы для подготовки предварительного заключения по заявлению экспортера;
готовит повестку дня заседания региональной Экспертной группы;
доводит до сведения членов региональной Экспертной группы предварительные заключения экспертов по рассматриваемым заявлениям Экспортеров.
4.4. Заседания региональной Экспертной группы проводятся по мере поступления и предварительного рассмотрения заявлений Экспортеров, но не реже одного раза в месяц.
4.5. На заседание региональной Экспертной группы выносятся результаты предварительного рассмотрения заявлений Экспортеров с учетом мнений и замечаний экспертов. Окончательное решение по заявлению экспортера с учетом замечаний и/или предложений членов региональной Экспертной группы заносится в протокол заседания (по образцу, указанному в Приложении N 2).
4.6. Протокол заседания региональной Экспертной группы подписывают все члены группы, которые принимали участие в заседании региональной Экспертной группы.
Решение региональной Экспертной группы имеет силу, если на заседании присутствовало больше половины списочного состава членов региональной Экспертной группы.
4.7. Срок рассмотрения заявления Экспортера на заседании Экспертной группы устанавливается Экспертной группой в каждом конкретном случае.
4.8. До вынесения решения Экспертной группы экспортер имеет право дослать документы, подтверждающие обоснованность недополучения валютной выручки. При несогласии экспортера с решением Экспертной группы, последний может вновь обратиться в Экспертную группу с новым заявлением и полным комплектом документов.
5.1. Документы, поступившие от уполномоченных в МВЭС России, передаются в Департамент контроля и защиты государственных интересов МВЭС России, который организует:
регистрацию документов, согласно Регламенту (Приложение N 2 к Приказу);
проверку наличия необходимых для подготовки заключения документов;
при необходимости участие других заинтересованных министерств и ведомств в рассмотрении документов от заявителя;
подготовку и рассылку рабочих материалов для очередного заседания Экспертной группы МВЭС России, согласно Регламенту.
5.2. В Департаменте контроля и защиты государственных интересов МВЭС России после анализа документов готовится предварительное заключение по заявлению Экспортера и с документами заявителя представляются соответствующим подразделениям МВЭС России в соответствии с Регламентом, которые, после изучения и проработки документов заявителя, представляют Секретарю Экспертной группы письменное заключение об обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки. Форма письменного заключения определена Приложением N 1 к Регламенту.
5.3. На основании предварительных заключений по заявлениям Уполномоченных МВЭС России и письменных заключений экспертов МВЭС России, Секретарь Экспертной группы формирует рабочие материалы с проектом протокола заседания Экспертной группы МВЭС России.
5.4. Проект протокола рассылается членам Экспертной группы.
5.5. На заседании Экспертной группы Секретарь доводит до членов ЭГ заключение экспертов по каждому заявлению.