Комплекс миграционных проблем, включающий вопросы правового регулирования, жилищного обустройства, землепользования, социального обеспечения, государственной безопасности, медицинского обеспечения, санитарно-эпидемиологического контроля, содействия занятости, финансирования и межгосударственных отношений, предполагает сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций независимо от формы собственности.
Дальнейшее развитие государственной системы регулирования миграционными процессами предполагает совершенствование и расширение единой системы территориальных органов миграционной службы, включая оснащение их необходимым оборудованием, в том числе информационно-вычислительной техникой. Кроме того, возможно создание других учреждений и подразделений по обеспечению реализации Программы.
Организация регулирования миграционных процессов предполагает системный подход к проблеме профессиональной подготовки кадров соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:
подготовка и повышение квалификации кадров центрального аппарата и территориальных органов миграционной службы;
обеспечение методическими рекомендациями для профессиональной подготовки;
развитие учебно-методического центра Федеральной миграционной службы России и его региональных отделений;
использование действующих образовательных учреждений в системе подготовки кадров для государственной службы;
создание сети информационно-консультативных центров в регионах, их техническое оснащение.
В системе обучения кадров наряду с использованием российских учебных и научных учреждений необходимо использование международного опыта и организаций, занимающихся проблемами миграции.
В рамках подготовки и повышения квалификации кадров учебно-методическому центру Федеральной миграционной службы России необходимо осуществлять выпуск информационно-справочных бюллетеней, комментариев к нормативно-правовым материалам по проблемам миграции, методических рекомендаций и пособий, учебных видеофильмов.
Международное сотрудничество, взаимодействие с общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами
Международное сотрудничество с целью реализации государственной миграционной политики Российской Федерации включает широкий спектр деловых связей как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая сотрудничество с международными организациями в рамках ООН, международными, зарубежными, общественными, религиозными организациями и фондами.
В рамках развития международного сотрудничества необходимо осуществить меры по:
регулированию миграционных потоков в Российскую Федерацию путем заключения и реализации соответствующих договоров и соглашений на межгосударственном уровне;
участию в деятельности международных организаций по вопросам миграции;
распределению и использованию финансовых средств, направляемых в Россию из зарубежных стран на решение проблем миграции в рамках технических проектов;
развитию системы представительств Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом;
взаимодействию с миграционными службами иностранных государств в целях защиты прав населения, этнически связанного с Россией;
контролю за исполнением международных обязательств России в области миграции;
развитию технического сотрудничества в рамках привлечения международных и зарубежных организаций к реализации Программы;
установлению и развитию деловых контактов с союзами предпринимателей стран - импортеров рабочей силы.
Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти с общественными объединениями, благотворительными фондами и другими организациями независимо от формы собственности в Российской Федерации в целях привлечения дополнительных средств для решения проблем миграции предполагает:
оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, а также социально слабо защищенным категориям мигрантов со стороны благотворительных фондов и других организаций независимо от формы собственности;
создание совместно с профессиональными союзами механизма защиты трудовых и социальных прав мигрантов;
разработку программ совместной деятельности органов государственной власти с общественными объединениями, в том числе объединениями соотечественников за рубежом, в области миграции;
оказание содействия в организации общественных объединений беженцев и вынужденных переселенцев в целях развития их самодеятельности и самообеспечения;
привлечение религиозных организаций к реализации адаптационных программ, осуществлению права мигрантов на свободу религиозных убеждений, обслуживанию пунктов первичного приема и центров временного размещения, оказанию им помощи в стационарных учреждениях социального обслуживания;
привлечение культурно-просветительских обществ, творческих союзов и землячеств к работе по интеграции вынужденных мигрантов в среду новых мест поселения, адаптации русскоязычного населения к изменяющимся условиям в государствах - бывших республиках СССР, формированию общественного мнения по проблемам миграции, проведению благотворительных мероприятий;
разработку системы мер по поддержке русской и других русскоязычных диаспор в зарубежных странах с целью увеличения их вклада в расширение и укрепление политических и экономических связей этих государств с Российской Федерацией.