Эффективность реализации миграционной политики, определение целей и методов регулирования миграции и подходов к прогнозированию миграционных потоков напрямую связаны с учетом объективных изменений социально-экономической и политической обстановки в Российской Федерации.
В настоящее время традиционно применяемые методы прогнозирования не дают должного эффекта. Поэтому стоит задача создания модели развития миграционных процессов с учетом особенностей социально-экономического развития Российской Федерации и регулярного проведения прогнозных расчетов, экспертных оценок и социологических исследований.
Для успешной реализации мероприятий необходимо обеспечить все заинтересованные органы государственной власти информацией, характеризующей процессы миграции и связанные с ними изменения в социально-экономической и политической ситуации.
Формирование единого банка данных потребует увязки с действующими системами информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти.
Информационное обеспечение Программы предусматривает сбор и обмен информацией по следующим основным направлениям:
потоки внутренних мигрантов;
лица, ищущие убежища, беженцы;
вынужденные переселенцы;
въезд на территорию Российской Федерации и выезд из нее мигрантов;
посты иммиграционного контроля и пункты первичного приема;
центры временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, и вынужденных переселенцев;
долговременные беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья;
единовременные денежные пособия и материальная помощь лицам, ходатайствующим о предоставлении статуса вынужденного переселенца;
компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество;
рабочие места для вынужденных переселенцев;
инвестирование строительства, приобретение жилья и расселение вынужденных переселенцев;
расселение лиц, признанных беженцами;
потенциальные мигранты;
используемая в Российской Федерации иностранная рабочая сила по регионам, сферам деятельности, странам выхода;
физические и юридические лица, имеющие разрешение на ввоз и вывоз рабочей силы.
Основанием для разработки превентивных мероприятий в области вынужденной миграции населения на территорию России служит информация, аккумулируемая советниками по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации в государствах бывших республиках СССР и в представительствах Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом.
Важной задачей является информирование населения о ситуации в предполагаемых местах их расселения на территории Российской Федерации, в том числе о конъюнктуре на региональных рынках жилья и труда, об экологической обстановке, об экономической и социальной инфраструктуре, о правах беженцев и вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов.
Научное обеспечение Программы включает:
организацию научных исследований по концептуальным вопросам регулирования процессов миграции и миграционной политики;
организацию научных исследований по прикладным проблемам реализации миграционной политики;
социально-экономический анализ эффективности мер реализации государственной миграционной политики;
методологическое обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы в области миграции;
разработку прогнозных оценок развития миграционных процессов;
организацию исследований в области автоматизации сбора и обработки информации;