Недействующий

О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Решение проблемы вынужденной миграции

1. Разработка комплексного подхода к созданию условий для приема и расселения вынужденных мигрантов в соответствии с их статусом (стимулирование самообеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, с одной стороны, и экономическое развитие принимающего региона - с другой).

Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить перспективу развития принимающих регионов, которая наряду со стимулированием участия беженцев и вынужденных переселенцев в собственном обустройстве предусматривает комплекс мер, позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение отдельных регионов и страны в целом.

2. Совершенствование системы готовности к массовому приему вынужденных мигрантов при возникновении чрезвычайных ситуаций, предусматривающей следующие мероприятия:

развертывание мест временного пребывания на базе существующих приспособленных помещений;

организация учета и регистрации транспортных перевозок мигрантов к местам временного или постоянного расселения;

организация медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания;

обеспечение питанием, необходимым набором одежды и обуви.

Работа в условиях чрезвычайных ситуаций проводится федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по специально разработанной схеме взаимодействия.

3. Осуществление первичного приема и учета лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами.

Прием лиц, ищущих убежища, основан на работе с этими категориями мигрантов от момента пересечения государственной границы Российской Федерации до получения ими соответствующего статуса, что позволит обеспечить:

учет лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами;

санитарно-эпидемиологическое благополучие беженцев и вынужденных переселенцев, а также населения принимающих территорий;

депортацию (выдворение) лиц, не имеющих оснований для получения статуса беженца;

регулирование потоков вынужденных мигрантов.

4. Развитие системы пунктов первичного приема и мест временного содержания лиц, ходатайствующих соответственно о признании их вынужденными переселенцами или беженцами.

Для организации работы с лицами, обратившимися с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами или беженцами, необходимо создавать пункты первичного приема и места временного содержания и обеспечивать их деятельность. В период пребывания мигрантов в этих учреждениях будет решаться вопрос о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца. В случае регистрации ходатайства заявителям выдаются свидетельства о регистрации ходатайства и при необходимости направления в центры временного размещения. В этих пунктах должен осуществляться обязательный санитарно-эпидемиологический контроль.

5. Развитие системы центров временного размещения.

Содержание в центрах временного размещения включает временное проживание, обеспечение первичной медицинской и лекарственной помощью, бытовое обслуживание, питание, содействие в обеспечении местами в общеобразовательных учреждениях, профессиональной и языковой переподготовке, а в центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, - проведение процедуры по определению их правового положения на территории Российской Федерации.

В отношении социально слабо защищенных категорий мигрантов, а также в исключительных случаях территориальные органы миграционной службы могут принимать решение о бесплатном содержании мигрантов и предоставлении им соответствующих услуг. Кроме того, при необходимости вынужденные мигранты обеспечиваются одеждой и предметами хозяйственного обихода.

В центрах временного размещения предоставляется юридическая и социально-психологическая консультация, а также обеспечивается охрана общественного порядка.

Центры временного размещения могут быть рассчитаны на пребывание в них от 50 до 500 вынужденных мигрантов.

6. Предоставление помощи социально слабо защищенным категориям вынужденных мигрантов.

Реализация принципов миграционной политики требует разработки следующих специальных мер по приему и обустройству социально слабо защищенных категорий вынужденных мигрантов:

оказание материальной помощи;

предоставление пособий и субсидий;

предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

содействие в предоставлении жилой площади для постоянного заселения;

выделение земельных участков под жилищное строительство;

содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах-интернатах);