Отсутствие или несовершенство законодательства государств бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.
К началу 1997 года в Российской Федерации официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн. человек. По уточненным прогнозам, к 2001 году можно ожидать увеличения численности этой категории мигрантов только за счет их притока из государств - бывших республик СССР еще на 600 тыс. человек. Подавляющее число вынужденных мигрантов - до 500 тыс. человек ожидается из государств Средней Азии и Казахстана.
При реализации мер по приему и обустройству мигрантов должно быть обеспечено первоочередное выделение необходимых средств для создания соответствующих условий по адаптации вынужденных переселенцев, а также оказание оптимальной финансовой помощи беженцам.
Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего СССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - бывших республик СССР, включая Россию, перед гражданами бывшего СССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих государств за создавшуюся ситуацию.
Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и признание лица беженцем должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и общепринятыми международными нормами.
Регулирование потоков вынужденных мигрантов в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения иных категорий мигрантов: лиц, признанных беженцами; семей военнослужащих, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей; населения зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и ряда других категорий граждан, переселение и обустройство которых осуществляются в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ.