Действующий

О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (с изменениями на 15 января 2001 года)

Оценка эффективности и социально-экономических
результатов реализации Программы

Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, конструкторских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Правовые акты, методические рекомендации, технологическая и конструкторская документация, инструкции, учебная литература и другие материалы, разработанные в ходе реализации Программы, используются на некоммерческой основе (без компенсации затрат) заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.

Предприятия и организации, осуществляющие соответствующие меры по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства. Их реальная выгода может быть достоверно определена только по фактическим результатам.

Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявляется в увеличении доходов предприятий и организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.

Указанные затраты в 1996 году составили более 4 трлн.рублей, что не полностью отражает весь объем убытков, вызванных производственным травматизмом, так как учтены только прямые убытки и не учтены так называемые косвенные убытки, к которым можно отнести:

стоимость амбулаторного (клинического) лечения;

снижение производительности труда, а также условные материальные потери в результате недодачи продукции за время болезни;

потери вследствие простоев оборудования;

расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и др.

Приблизительная оценка показывает, что при существующем в Российской Федерации уровне указанных затрат расходы по Программе окупятся за год, если к 2001 году эти затраты сократятся хотя бы на 0,1 процента.

Социальный эффект от выполнения Программы проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работников. Осуществление Программы создаст благоприятные предпосылки для роста рождаемости и снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.