Действующий

О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (с изменениями на 15 января 2001 года)

Разработка федеральных законов и иных нормативных
правовых актов по вопросам охраны труда работников

В 1998-2000 годах будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы охраны труда.

Предусматриваются изменение и дополнение действующего законодательства об организации местного самоуправления (в части функций управления охраной труда), а также разработка федеральных законов о службах охраны и гигиены труда, о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о порядке расследования несчастных случаев на производстве и фактов профессиональных заболеваний.


Общепрограммные исследования и конструкторские разработки

Программой предусматривается выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, которые позволят получить важные практические результаты для совершенствования правовой базы охраны труда и создать научно-методическую основу улучшения условий и охраны труда.

Предусматривается осуществить:

прогнозирование улучшения условий и охраны труда, анализ отдельных проблем, научное обоснование методов мониторинга;

разработку механизма экономического стимулирования охраны труда;

разработку рекомендаций по профессиональному отбору и ограничениям использования труда работников (с учетом пола и возраста) в конкретных производствах;

создание баз и банков данных;

организацию автоматизированного контроля и анализа состояния охраны труда.

Работы по прогнозированию и проведению перспективных научных исследований ориентированы на формирование необходимой среды действенного государственного регулирования в сфере создания и постоянного совершенствования единой системы законодательства в области охраны труда.

Приоритетными в области улучшения условий и охраны труда женщин и подростков являются мероприятия по:

решению проблемы облегчения труда женщин, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах;

созданию благоприятных условий труда для обеспечения репродуктивного здоровья работающих женщин;

разработке мероприятий по охране здоровья девушек-подростков, обучающихся в профессиональных училищах и непосредственно занятых в производстве.

Включенные в Программу мероприятия позволяют существенно уменьшить число работниц, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах. Социальный эффект этих мероприятий велик, поскольку женщины составляют более 50 процентов общей численности работающих.

Предусмотрена разработка правил по охране труда инвалидов (с учетом особенностей производств, на которых допускается применение их труда).

В мероприятиях этого раздела предусматриваются:

создание российского регистра канцерогенных заболеваний лиц, работающих или работавших в опасных производствах;

создание и апробация опытного образца лаборатории по замеру вредных и опасных производственных факторов;

использование современных информационных технологий для создания автоматизированной информационно-управляющей системы по охране труда, включая территориальные банки данных, единой технологии сбора и обработки данных о несчастных случаях на производстве, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Указанные мероприятия должны поднять на современный уровень трудоемкие процессы обработки, регистрации, накопления, анализа и передачи информации, связанной с медицинскими и организационно-технологическими вопросами улучшения условий и охраны труда.

При этом создаваемые программно-технологические комплексы, их аппаратные средства и информационное обеспечение рассматриваются в качестве типовых, подлежащих тиражированию для использования в различных сферах экономики на всей территории Российской Федерации.


Совершенствование условий и охраны труда на производстве

     

Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест, массовыми нарушениями технологической и производственной дисциплины, низким качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и их несовершенства.

В составе мероприятий предусмотрены задания по разработке и организации производства средств по контролю и улучшению состояния производственной среды: передвижных вентиляционных установок для безопасного проведения сварочных работ, предохранительных устройств и систем для предотвращения (локализации) аварий при выбросе взрывоопасных продуктов, газоанализаторов и газоаналитических систем для санитарного контроля воздуха рабочей зоны. Актуальность создания эффективных средств контроля и регулирования состава воздуха рабочей зоны определяется тем, что в структуре профзаболеваний болезни органов дыхания устойчиво занимают первое место, а количество рабочих мест с неудовлетворительными характеристиками атмосферы рабочей зоны в последнее время возрастает. В то же время, по имеющимся прогнозным оценкам, при сохранении существующих тенденций степень удовлетворения потребности в соответствующих приборах, средствах контроля, аппаратуре аварийной сигнализации и вентиляционном оборудовании в целом по Российской Федерации может составить к 2000 году лишь 40 - 50 процентов.

Предусматривается также подготовка технических заданий на разработку пилотных проектов по повышению безопасности работ в литейном, гальваническом производстве, строительном комплексе и сельском хозяйстве.

За 1995-1997 годы в Российской Федерации объемы производства средств индивидуальной защиты снизились более чем в 10 раз. Предприятия-изготовители значительно сократили производство эффективной продукции и выпускают менее трудоемкие, но более дорогие средства индивидуальной защиты, которые не отвечают современным требованиям. В свою очередь предприятия-потребители сокращают использование средств индивидуальной защиты из-за высоких цен на них и отсутствия надлежащего контроля за обеспечением работающих этими средствами. Особенно снизился уровень обеспечения средствами индивидуальной защиты работников сельского хозяйства. В то же время 10 процентов травм происходит из-за отсутствия или низкого качества средств индивидуальной защиты (в 1987 году этот показатель был равен 3,5 процента).