Недействующий

О реформе предприятий и иных коммерческих организаций (фактически утратило силу)

4. Особенности государственного регулирования реформирования
хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм

Несмотря на то, что цели и задачи, принципы и направления реформирования предприятий едины, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.

Непосредственно осуществлять регулирующие воздействия государство и его органы имеют возможность только по отношению к государственным предприятиям.

Для государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, регулирующее воздействие государства ограничивается утверждением устава предприятия, назначением его руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности. Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия учредителей (уполномоченного ими органа).

Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий.

В этой связи целесообразно:

прекратить создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также их реорганизацию путем разделения и выделения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

реорганизовать все унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные общества с закреплением в установленном порядке прав участия в уставном капитале таких обществ в собственности Российской Федерации, либо в федеральные казенные предприятия, либо в учреждения.

Основное направление повышения эффективности взаимоотношений государства и руководителя государственного унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений.

Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т.д.

В акционерных обществах, в уставном капитале которых имеется доля государства, наряду с общими мерами необходимы меры по существенному обновлению и усовершенствованию механизмов доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями и представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ.

Право доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями должно передаваться исключительно на конкурсной основе. Доверительный управляющий такими акциями получает права акционера (за исключением прав продажи, залога и некоторых других) и реализует цели, определенные в соответствующем договоре (прежде всего погашение долгов акционерного общества, повышение котировок акций, реструктуризация предприятия).

Представительство интересов государства в органах управления акционерных обществ физическим лицом (за вознаграждение), получившим это право по конкурсу, должно осуществляться на основе установления юридической ответственности указанного лица за действия, совершаемые им в качестве представителя государства. При этом необходимо принять меры по недопущению случаев представительства интересов государства в органах управления акционерного общества лицами, состоящими с ним в трудовых отношениях.

Совершенствование управления и распоряжения находящимися в государственной собственности акциями (помимо принятия мер по усилению ответственности представителей государства, повышению эффективности их деятельности и развитию таких форм управления акциями, как доверительное управление, привлечение наемного менеджера) должно предусматривать оптимизацию количества акционерных обществ, в уставном капитале которых есть доля государства, обеспечивающую возможность эффективного управления ими в условиях отказа от отраслевого принципа управления.



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 1997 года
N 1373

            ПЛАН

                     мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 году
                       Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций

+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦                                  ¦                                ¦Срок представления¦                          ¦
¦                                  ¦                                ¦в Правительство   ¦                          ¦
¦     Содержание мероприятий       ¦ Наименование проекта законода- ¦Российской        ¦Ответственные исполнители ¦
¦                                  ¦ тельного или иного нормативного¦Федерации         ¦Российской Федерации      ¦
¦                                  ¦ правового акта                 ¦                  ¦                          ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
1.  Поощрение предприятий  и  иных   указ   Президента   Российской        ноябрь      Минэкономики России,
    коммерческих   организаций  за   Федерации об учреждении премий                    другие заинтересованные
    успехи в реформировании          Президента          Российской                    федеральные
                                     Федерации    за    успехи    в                    органы исполнительной власти
                                     реформировании  предприятий  и
                                     иных  коммерческих организаций
                                     и положения о них

2.  Введение обязательных      для   предложения о         внесении        декабрь     ФКЦБ России,
    исполнения          стандартов   изменений   и   дополнений   в                    Минфин России,
    раскрытия информации о  ценных   законодательные     и     иные                    Минэкономики России
    бумагах   предприятий  и  иных   нормативные    правовые   акты
    коммерческих организаций         Российской          Федерации,
                                     устанавливающие      стандарты
                                     раскрытия информации о  ценных
                                     бумагах

3.  Передача права  доверительного   постановление    Правительства        ноябрь      Мингосимущество России,
    управления акциями акционерных   Российской     Федерации    об                    Минэкономики России,
    обществ на конкурсной основе     условиях и порядке  проведения                    Российский фонд федерального
                                     конкурсов  на право заключения                    имущества,
                                     договоров       доверительного                    Минфин России,
                                     управления акциями акционерных                    другие заинтересованные
                                     обществ,    закрепленными    в                    федеральные
                                     федеральной собственности                         органы исполнительной власти

4.  Разработать и        утвердить   постановление    Правительства        ноябрь      Минэкономики России,
    программу перехода с 1998 года   Российской     Федерации     о                    Минфин России,
    на   международные   стандарты   программе       реформирования                    другие заинтересованные
    бухгалтерского учета             бухгалтерского     учета     и                    федеральные
                                     финансовой отчетности с  целью                    органы исполнительной власти
                                     приведения их в соответствие с
                                     международными стандартами




Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"