Несмотря на то, что цели и задачи, принципы и направления реформирования предприятий едины, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.
Непосредственно осуществлять регулирующие воздействия государство и его органы имеют возможность только по отношению к государственным предприятиям.
Для государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, регулирующее воздействие государства ограничивается утверждением устава предприятия, назначением его руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности. Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия учредителей (уполномоченного ими органа).
Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий.
В этой связи целесообразно:
прекратить создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также их реорганизацию путем разделения и выделения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
реорганизовать все унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные общества с закреплением в установленном порядке прав участия в уставном капитале таких обществ в собственности Российской Федерации, либо в федеральные казенные предприятия, либо в учреждения.
Основное направление повышения эффективности взаимоотношений государства и руководителя государственного унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений.
Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т.д.
В акционерных обществах, в уставном капитале которых имеется доля государства, наряду с общими мерами необходимы меры по существенному обновлению и усовершенствованию механизмов доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями и представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ.
Право доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями должно передаваться исключительно на конкурсной основе. Доверительный управляющий такими акциями получает права акционера (за исключением прав продажи, залога и некоторых других) и реализует цели, определенные в соответствующем договоре (прежде всего погашение долгов акционерного общества, повышение котировок акций, реструктуризация предприятия).
Представительство интересов государства в органах управления акционерных обществ физическим лицом (за вознаграждение), получившим это право по конкурсу, должно осуществляться на основе установления юридической ответственности указанного лица за действия, совершаемые им в качестве представителя государства. При этом необходимо принять меры по недопущению случаев представительства интересов государства в органах управления акционерного общества лицами, состоящими с ним в трудовых отношениях.
Совершенствование управления и распоряжения находящимися в государственной собственности акциями (помимо принятия мер по усилению ответственности представителей государства, повышению эффективности их деятельности и развитию таких форм управления акциями, как доверительное управление, привлечение наемного менеджера) должно предусматривать оптимизацию количества акционерных обществ, в уставном капитале которых есть доля государства, обеспечивающую возможность эффективного управления ими в условиях отказа от отраслевого принципа управления.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 1997 года
N 1373
ПЛАН
мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 году
Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Срок представления¦ ¦
¦ ¦ ¦в Правительство ¦ ¦
¦ Содержание мероприятий ¦ Наименование проекта законода- ¦Российской ¦Ответственные исполнители ¦
¦ ¦ тельного или иного нормативного¦Федерации ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ правового акта ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
1. Поощрение предприятий и иных указ Президента Российской ноябрь Минэкономики России,
коммерческих организаций за Федерации об учреждении премий другие заинтересованные
успехи в реформировании Президента Российской федеральные
Федерации за успехи в органы исполнительной власти
реформировании предприятий и
иных коммерческих организаций
и положения о них
2. Введение обязательных для предложения о внесении декабрь ФКЦБ России,
исполнения стандартов изменений и дополнений в Минфин России,
раскрытия информации о ценных законодательные и иные Минэкономики России
бумагах предприятий и иных нормативные правовые акты
коммерческих организаций Российской Федерации,
устанавливающие стандарты
раскрытия информации о ценных
бумагах
3. Передача права доверительного постановление Правительства ноябрь Мингосимущество России,
управления акциями акционерных Российской Федерации об Минэкономики России,
обществ на конкурсной основе условиях и порядке проведения Российский фонд федерального
конкурсов на право заключения имущества,
договоров доверительного Минфин России,
управления акциями акционерных другие заинтересованные
обществ, закрепленными в федеральные
федеральной собственности органы исполнительной власти
4. Разработать и утвердить постановление Правительства ноябрь Минэкономики России,
программу перехода с 1998 года Российской Федерации о Минфин России,
на международные стандарты программе реформирования другие заинтересованные
бухгалтерского учета бухгалтерского учета и федеральные
финансовой отчетности с целью органы исполнительной власти
приведения их в соответствие с
международными стандартами
Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"