1. Основные проблемы и цели структурной реформы
Важной проблемой в области связи является установление порядка взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и услуги по передаче нагрузки этих сетей.
Расчеты между акционерным обществом "Ростелеком", обеспечивающим обслуживание магистральных и зоновых сетей, и акционерными обществами, непосредственно предоставляющими абонентам междугородные услуги связи, производятся по договорным тарифам (расчетным таксам), учитывающим стоимость передачи единицы информации на территории региона или между различными регионами.
При определении договорных тарифов, как правило, учитываются интересы организаций, предоставляющих доступ к сетям электросвязи общего пользования и занимающих доминирующее положение в отрасли.
Необходимо обеспечить возможность физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на право предоставления услуг связи, доступа к сети электросвязи общего пользования на справедливой и недискриминационной основе.
Одной из главных проблем является широкое применение элементов перекрестного субсидирования между отдельными подотраслями и категориями потребителей (завышение тарифов на услуги связи для промышленных организаций, установление их на более низком уровне для населения и бюджетных организаций).
В связи с этим основной задачей регулирования тарифов на услуги связи на ближайшую перспективу является реализация мер по выравниванию структуры тарифов, сокращению перекрестного субсидирования между категориями потребителей по отдельным видам услуг связи, обеспечению поэтапного сближения тарифов на одноименные услуги для различных категорий потребителей.
2. Основные направления структурной реформы
Программа структурной реформы нацелена на улучшение качества обслуживания потребителей услуг связи, повышение экономической эффективности, развитие конкуренции на рынке услуг связи.
Для выполнения поставленных задач необходимо проведение следующих мероприятий по реформированию.
1. Совершенствование взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования.
В целях обеспечения возможности физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на право предоставления услуг связи, доступа к сети электросвязи общего пользования на справедливой и недискриминационной основе органу по регулированию естественных монополий в области связи необходимо установить порядок взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые друг другу сетевые ресурсы и услуги по передаче нагрузки этих сетей, а также разработать механизм регулирования цен (тарифов) за взаимопредоставляемые операторами услуги и сетевые ресурсы.
2. Совершенствование механизма государственного регулирования субъектов естественной монополии в области связи.
В настоящее время основными целями государственного регулирования тарифов на услуги связи являются повышение эффективности деятельности операторов сети электросвязи, обеспечение дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение качества их предоставления, максимально возможное удовлетворение спроса потребителей услуг связи.
Процесс перехода к экономически обоснованным тарифам должен быть поэтапным и управляемым.
Государственное регулирование тарифов на услуги связи должно быть основано на принципах дифференцированного подхода к осуществлению мероприятий по совершенствованию структуры тарифов в соответствии с Основными положениями государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1318).
Тарифы на услуги связи, регулируемые как на федеральном, так и на региональном уровне, должны полностью компенсировать соответствующие затраты (кроме затрат на услуги сельской телефонной связи и затрат на универсальные услуги почтовой связи, предоставляемые населению).
3. Этапы реализации структурной реформы
Структурную реформу предполагается осуществить в два этапа:
I этап - 1997 год:
введение порядка взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, и механизма регулирования цен (тарифов) за взаимопредоставляемые операторами сетевые ресурсы и услуги по передаче нагрузки этих сетей, что обеспечит эффективную конкуренцию и недискриминационный доступ к сети электросвязи общего пользования физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на право предоставления услуг связи;
сокращение перекрестного субсидирования между отдельными подотраслями и категориями потребителей; поэтапное сближение тарифов на одноименные услуги связи (кроме тарифов на услуги сельской телефонной связи и тарифов на универсальные услуги почтовой связи) для различных категорий потребителей.
II этап - 1998 год:
завершение процесса перехода к предоставлению услуг связи по тарифам для двух категорий потребителей (население и организации).