1. Основные проблемы и цели структурной реформы
Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.
Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме около 94 процентов, поставляемого российским потребителям, расположенным в зоне единой системы газоснабжения, при сохранении единой, вертикально и горизонтально интегрированной структуры газовой промышленности России. В состав Российского акционерного общества "Газпром" входят в качестве дочерних компаний предприятия, занимающиеся геологоразведкой и бурением скважин, обустройством газовых месторождений, комплектацией и снабжением, машиностроением и приборостроением для нужд газовой промышленности и другими видами деятельности. Такая структура Российского акционерного общества "Газпром" в условиях экономического спада позволила сохранить стабильность функционирования отрасли, надежное газоснабжение потребителей и поступление крупных экспортных доходов в бюджет страны.
Вместе с тем сложившееся положение ведет к появлению целого ряда проблем.
Неразделенность в рамках Российского акционерного общества "Газпром" монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности Российского акционерного общества "Газпром" и обусловленное этим отсутствие ясности порядка формирования структуры затрат по видам деятельности не позволяют установить необходимый контроль за издержками предприятий Российского акционерного общества "Газпром" в монопольных видах деятельности.
До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу "Газпром" было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки Российского акционерного общества "Газпром" при этом не рассматривались.
Предстоит продолжить работу по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения. Сохраняется перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других.
Требует совершенствования порядок доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром".
Целью структурной реформы в газовой промышленности является формирование условий для более эффективного газоснабжения потребителей России, в том числе:
усиление государственного регулирования в сфере транспортировки газа;
стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и постепенное ослабление в соответствии с этим государственного регулирования;
развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.
2. Основные направления структурной реформы
газовой промышленности
Реформирование сферы естественной монополии в газовой промышленности направлено, в первую очередь, на формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:
обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества "Газпром" посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли;
стимулирование надежного газоснабжения посредством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения;
соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.
Механизм ценообразования будет согласован с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной политикой Российского акционерного общества "Газпром" и величиной дивидендов акционеров. При установлении цен на газ будут учитываться условия конкуренции различных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения.
Будут установлены правила и порядок регулирования цен на газ. Необходимо сохранение государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Для выполнения этих задач органам государственного регулирования необходимо разработать соответствующую нормативно-методическую документацию.
Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.
В рамках Российского акционерного общества "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям этого акционерного общества и по видам их деятельности и будет обеспечена "прозрачность" формирования затрат по всей "газовой цепочке".
Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в том, чтобы независимые российские производители газа на территории Российской Федерации получили недискриминационные права на доступ к свободным мощностям газотранспортной системы.
Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе договоров, заключаемых с потребителями газа. При этом цена продажи газа конечным потребителям не будет подлежать государственному регулированию.
3. Этапы реализации структурной реформы
Структурную реформу планируется осуществить в три этапа.
I этап -1997 год:
введение цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей;