Благодаря демократическим преобразованиям в России в последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Ее первым законодательным оформлением стало принятие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На повышение уровня социальной защищенности инвалидов нацелена реализация федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
Вместе с тем действующая система мер социальной защиты не в полной мере учитывает особенности и специфику различных контингентов инвалидов, а также обстоятельства, вследствие которых наступила инвалидность. Следует также отметить, что в условиях сложной социально-экономической ситуации социальные гарантии, предусмотренные законодательством, не всегда обеспечиваются на местах.
Необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов определяется:
повышенными обязательствами государства перед инвалидами военной службы;
недостаточным уровнем их социальной защищенности, что связано с отсутствием законодательно закрепленных приоритетов по реализации социальных гарантий в отношении указанного контингента инвалидов в общей системе социальной защиты инвалидов;
сохранением значительных различий в правах и льготах инвалидов военной службы из числа рядового и офицерского состава;
рядом специфических особенностей и сложностей как системы социальной защиты указанного контингента инвалидов, так и мероприятиями по ее реализации, что связано с медико-демографическими и социально-психологическими особенностями инвалидов военной службы;
прогнозируемым ростом численности инвалидов военной службы, связанным с использованием сложной военной техники, ростом терроризма и масштабов его проявления, наличием военных локальных конфликтов, в том числе приграничных, снижением уровня здоровья призывников.
В настоящее время общее число инвалидов военной службы по регионам Российской Федерации составляет:
В том числе инвалиды | |||||
Количество | боевых действий в Афганистане | Великой | военно- | Вооруженных | |
Северный район | 6921 | 655 | 2041 | 640 | 3585 |
Северо-Западный район | 52180 | 635 | 45210 | 1175 | 5160 |
Центральный район | 115515 | 2665 | 87310 | 4945 | 20595 |
Волго-Вятский район | 58290 | 1245 | 47145 | 2490 | 7410 |
Центрально-Черноземный район | 42920 | 995 | 29530 | 2090 | 10305 |
Поволжский район | 68200 | 2730 | 43815 | 2155 | 19500 |
Северо-Кавказский район | 43285 | 2115 | 23110 | 5190 | 12870 |
Уральский район | 102435 | 3615 | 71670 | 4125 | 23025 |
Западно-Сибирский район | 40835 | 1740 | 31390 | 2920 | 4785 |
Восточно-Сибирский район | 27740 | 600 | 23760 | 1055 | 2325 |
Дальневосточный район | 11145 | 795 | 7640 | 160 | 2550 |
Калининградская область | 7120 | 190 | 3115 | 425 | 3390 |
Итого по России | 576586 | 17980 | 415736 | 27370 | 115500 |
Формирование системы социальной защиты инвалидов военной службы обусловлено необходимостью обеспечить доступность реабилитационных мероприятий и увеличить их объем. Эта система не будет заменять государственную систему социальной защиты инвалидов, развитие ее будет осуществляться в рамках Программы.
Следует также учитывать, что система социальной защиты инвалидов из числа гражданского населения и система социальной защиты инвалидов из числа военнослужащих функционируют в рамках деятельности различных федеральных органов исполнительной власти, и если в отношении первых взаимодействие Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти носит межведомственный характер, то в отношении вторых взаимодействие федеральных органов исполнительной власти пока не налажено. Разработка и реализация Программы позволят поднять роль федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба, в решении социальных проблем инвалидов военной службы.