В ходе осуществления структурной перестройки отрасли проведены приватизация, акционирование предприятий и формирование на этой основе трех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения.
В настоящее время в электросвязи действуют 93 открытых акционерных обществ, более 1400 коммерческих предприятий и только 5 государственных , в почтовой связи - 90 государственных и более 50 коммерческих предприятий, в радиосвязи и телерадиовещании - 91 государственное предприятие и более 600 коммерческих.
В целях объединения усилий региональных акционерных обществ электросвязи, привлечения дополнительных инвестиций отечественных и иностранных инвесторов в развитие сети связи и соблюдения пропорциональности ее развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 1994 г. N 1989 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1297 и от 24 июля 1995 г. N 742 создано акционерное общество Связьинвест, уставный капитал которого был сформирован путем консолидации ранее закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 85 региональных компаний электросвязи.
С момента передачи пакетов акций региональных компаний связи ОАО Связьинвест их правовое положение определяется федеральным законом "Об акционерных обществах".
Основные показатели, характеризующие состояние отрасли в 1994-1996 годах, представлены в таблице 1.
Существующее состояние технических средств связи не в полной мере соответствует современному уровню.
В 1996 году на местной телефонной сети введено 2120 тыс.номеров АТС на базе современного цифрового оборудования отечественного и импортного производства. При этом доля электронного и квазиэлектронного оборудования выросла с 15,5% в 1995 году до 20% в 1996 году. На сети остается в эксплуатации до 25% устаревшего декадно-шагового оборудования АТС.
На международной телефонной сети функционирует 129 АМТС, из них 45% цифровые АМТС, 18,6% квазиэлектронные и электронные. В 1996 году в 32 городах введены современные АМТС общей монтированной емкостью 123,4 тыс.каналов, в том числе в 4 городах введены международные АМТС. К концу 1998 года во всех областных центрах будут функционировать цифровые АМТС, позволяющие принять цифровые потоки и предоставить качественно новые услуги междугородной и международной связи.
Спутниковая система связи и телерадиовещания состоит из 12 космических аппаратов "Горизонт", "Экран-М" и "Экспресс", 7 из которых выработали свой гарантированный ресурс и требуют замены. Выход из строя спутников может отразиться на системе государственного вещания. Регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока будут лишены междугородной спутниковой связи.
Состояние рынка услуг телерадиовещания характеризуется недостаточным развитием сети для удовлетворения потребностей всех категорий потребителей, доминирующим положением государственных предприятий, невозможностью создания альтернативных сетей распределения и трансляции телерадиопрограмм.
2. Экономические и социальные проблемы отрасли
Основной проблемой для радиотелевизионных передающих предприятий остаются несвоевременные и в неполных объемах поступления финансовых средств от государственных телерадиокомпаний за предоставленные услуги по распространению телерадиовещательных программ. Систематические неплатежи телерадиокомпаний и образующаяся задолженность продолжают создавать условия, ведущие к технологическому и социальному кризису на радиопредприятиях.
Из 82 региональных управлений почтовой связи в 52 управлениях финансово-хозяйственная деятельность убыточна. Убытки от эксплуатационной деятельности нерентабельных управлений федеральной почтовой связи, не покрытые дотацией в 1996 году, составили 94 млрд. рублей. Регулируемые государством тарифы на основные услуги почтовой связи не позволяют в полной мере возместить затраты, которые несет почтовая связь.
Предусмотренная Программой развития почтовой связи на 1994-2005 годы государственная поддержка отрасли не обеспечивается. Из 837 млрд. рублей централизованных капитальных вложений, необходимых для развития почтовой связи, в 1996 году выделено только 13 млрд. рублей, которые не профинансированы.
Характерной чертой тарифной политики являлось широкое применение элементов перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи (завышение тарифов для государственных или частных организаций при их более низком уровне для населения и бюджетных организаций).
Действующие тарифы на услуги связи, регулируемые для населения и бюджетных организаций, в основном ниже себестоимости оказывемых услуг (по междугородной телефонной связи для бюджетных организаций в 2,5 раза, по телеграммам для населения и бюджетных организаций в 2,8 раза , по абонементной плате за пользование телефоном для населения в городской местности в 2 раза).
При этом по электросвязи убытки от предоставления услуг связи населению и бюджетным организациям полностью компенсируются за счет перекрестного субсидирования, а по почтовой связи кроме перекрестного субсидирования на компенсацию убытков выделяются ассигнования из федерального бюджета.
3. Цели и направления реструктуризации
Задачи развития связи в 1997-2000 годах включают:
- создание технической базы информатизации общества;
- обеспечение управления страной с учетом возможных чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение органов управления отраслей промышленности, обороны страны, субъектов рынка, населения средствами и услугами связи на уровне, соответствующем развитию страны.
В целях преодоления убыточности и стабилизации финансового состояния почтовой связи ее деятельность должна быть направлена на развитие международной и внутренней ускоренной почты, услуг по распространению ценных бумаг, страховых полисов и полисов негосударственных пенсионных фондов, рекламы, по приему платежей за коммунальные услуги и электроэнергию, розничной продаже периодических изданий и предоставление иных нетрадиционных услуг.
Кроме того, предстоит решить задачу создания и внедрения интегрированной информационной сети почтовой связи, позволяющей предоставлять широкий спектр современных почтово-банковских услуг, что позволит улучшить обслуживание населения и повысить доходность почтовой отрасли.
Для развития конкуренции и возникновения предпосылок для эффективного функционирования организаций связи по распространению телерадиовещания необходимо осуществить демонополизацию и приватизацию предприятий связи, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания.
Сокращение перекрестного субсидирования будет способствовать повышению эффективности работы и финансовой стабилизации предприятий связи, приведет к снижению тарифов для населения и организаций на услуги международной и междугородной телефонной связи и снижению тарифов для организаций на местные телефонные разговоры, к обеспечению равных прав потребителей услуг связи всех категорий и доступности социально значимых услуг для населения.
Главными источниками инвестиций до 2000 года остаются собственные средства предприятий. Созданы реальные условия для привлечения сбережений населения. Кроме того, намечается привлечение иностранных инвестиций.
Средства государственной поддержки будут направляться на реализацию федеральных целевых программ по тем направлениям, где связь низкорентабельна, а также на объекты связи, призванные обеспечить устойчивость и гибкость системы связи в чрезвычайных условиях.