Реализация структурных и институциональных реформ, включая налоговую реформу, приведет к заметному изменению основных бюджетных параметров.
Величина доходов консолидированного бюджета - с 24,8% в 1996 г. до 26-28% внутреннего валового продукта к концу периода, федерального бюджета - с 12,5 до 13-14% внутреннего валового продукта.
Расходы консолидированного бюджета после некоторого роста в 1997 году стабилизируются на уровне 29-30% внутреннего валового продукта, федерального бюджета - на уровне 15-16% внутреннего валового продукта.
Сокращение доли расходов во внутреннем валовом продукте произойдет в основном за счет уменьшения доли процентных расходов бюджета, поскольку объем и цена заимствований будут уменьшаться в течение всего периода. Номинальные процентные ставки (адекватные прогнозу инфляции и росту внутреннего валового продукта) составят в 1997 году 20-25%, в 1998 году - 12-15%, в 1999 году - 10-12%, в 2000 году - 8-10 процентов. Объем процентных расходов, по международному определению, к 2000 году снизится до 3,8% внутреннего валового продукта, то есть более чем на 2 пункта по сравнению с начальным периодом действия Программы. Чистое внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета составит 1-1,7% внутреннего валового продукта, чистое внешнее стабилизируется на уровне 0,8-0,9% внутреннего валового продукта.
При этом доля расходов бюджета, не связанных с выполнением обязательств государства по обслуживанию своих долгов, останется практически неизменной по сравнению с 1996 годом.
В период до 2000 года произойдет ряд структурных изменений в расходной части федерального бюджета:
- резко сократятся субсидии и трансферты, выделяемые отраслям и отдельным получателям, включая дотации сельскому хозяйству и угольной отрасли;
- сократятся расходы на национальную оборону, прежде всего на содержание военнослужащих силовых министерств и ведомств, часть высвобождаемых средств будет направлена на качественное улучшение материально-технического обеспечения армии;
- уменьшится число организацией, финансируемых за счет федерального бюджета, в первую очередь сети ведомственного здравоохранения, и сократятся объемы финансирования этих организаций сферы;
- сократится число федеральных целевых программ, финансируемых из бюджета, за счет укрупнения и ликвидации программ, имеющих узковедомственную и региональную направленность;
- уменьшится объем финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации, в связи с проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства и высвобождением значительного объема ресурсов в результате отмены дотаций и компенсаций населению, не связанных с уровнем реальных доходов;
- с целью выделения в составе федерального бюджета расходов, непосредственно оказывающих воздействие на рост производства;
- начиная с 1997 года в составе расходов бюджета предусмотрено формирование Бюджета развития.
Ориентировочные показатели консолидированного и федерального
бюджетов на 1996 - 2000 годы
(в процентах от ВВП)
---------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦1996 ¦1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦
¦ ¦год ¦год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
1 ¦Доходы ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
2 ¦ консолидированный бюджет¦24,8 ¦30,3 ¦26,3-28,2¦26,3-28,2¦26,3-28,2¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
3 ¦ федеральный бюджет ¦12,5 ¦15,9 ¦13,5-14,5¦13,5-14,5¦13,5-14,5¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
4 ¦ Доходы по международному определению ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
5 ¦ консолидированный бюджет¦23,3 ¦29,8 ¦25,9-27,8¦25,9-27,8¦25,9-27,8¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
6 ¦ федеральный бюджет ¦11,1 ¦15,4 ¦13,2-14,1¦13,2-14,1¦13,2-14,1¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
7 ¦ Расходы ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
8 ¦ консолидированный бюджет¦28,9 ¦34,8 ¦29,4-31,3¦29,0-30,9¦29,0-30,9¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
9 ¦ в т. ч. производ. ¦2,0 ¦3,6 ¦3,6 ¦3,6 ¦3,6 ¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
10¦ федеральный бюджет ¦15,8 ¦19,4 ¦15,5-16,5¦15,2-16,2¦15,2-16,2¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
11¦ Расходы по международному определению ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
12¦ консолидированный бюджет¦32,0 ¦37,3 ¦31,9-33,8¦30,1-33,0¦30,9-32,8¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
13¦ федеральный бюджет ¦18,9 ¦22,1 ¦18,0-19,0¦17,4-18,3¦17,2-18,1¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ в том числе ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
14¦ обслуживание долга ¦5,5 ¦5,9 ¦4,5 ¦4,0 ¦3,8 ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
15¦ в т. ч. проценты по ¦4,0 ¦4,0 ¦2,9 ¦2,5 ¦2,3 ¦
¦ ГКО/ОФЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
16¦ непроцентные расходы ¦13,4 ¦16,2 ¦13,5-14,5¦13,4-14,3¦13,4-14,3¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
17¦ Дефицит ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
18¦ консолидированный бюджет¦4,2 ¦4,5 ¦3,1 ¦2,7 ¦2,7 ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
19¦ федеральный бюджет ¦3,3 ¦3,5 ¦2,0 ¦1,7 ¦1,7 ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
20¦ Дефицит по международному определению*) ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
21¦ консолидированный бюджет¦8, 6 ¦7,5 ¦6,0 ¦5,2 ¦5,0 ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
22¦ федеральный бюджет ¦7,8 ¦6,7 ¦4,9 ¦4,2 ¦4,0 ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
23¦ внутреннее ¦7,4 ¦5,8 ¦4,0 ¦3,4 ¦3,2 ¦
¦ финансирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
24¦ внешнее финансирование ¦0,4 ¦0,9 ¦0,9 ¦0,8 ¦0,8 ¦
¦ (без МВФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
25¦ получение кредитов ¦1,0 ¦1,1 ¦1,2 ¦1,4 ¦1,3 ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
26¦ погашение основной суммы¦0,6 ¦0,2 ¦0,3 ¦0,6 ¦0,5 ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ *) По международному определению кредиты МВФ относятся к внутреннему¦
¦ финансированию. ¦
---------------------------------------------------------------------------+
13. Основные параметры развития экономики в 1997-2000 годах
Прогноз основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 1997-2000 годы разработан с учетом характера и динамики происходящих социально-экономических процессов, экономического потенциала страны и отражает наиболее вероятную траекторию развития при условии реализации всех мер, предусмотренных Программой, в определенные сроки и включает следующие основные направления:
- проведение реформы предприятий в 1997-1998 годах;
- проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства в 1998-1999 годах, изменение механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
- осуществление военной реформы в 1998-1999 годах; осуществление реформы социальной сферы к концу 2000 года.
Темпы и пропорции развития экономики
В результате реализации мероприятий Программы с 1998 года предполагается выход на устойчивые положительные темпы прироста внутреннего валового продукта, которые к 2000 году составят около 5 процентов.
Пропорции между потреблением и накоплением во внутреннем валовом продукте к 2000 году изменятся в пользу накопления, доля которого возрастет до 27-28 процентов. При этом переход экономики в режим роста позволит обеспечить увеличение потребления, особенно в 1999-2000 годах. В целом за 1997-2000 годы конечное потребление возрастет на 12-14 процентов. Относительно низкие темпы роста потребления будут обусловлены как ростом спроса на инвестиционные ресурсы, так и реализацией мероприятий по снятию дотаций и прекращению перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.
К концу периода среднегодовой уровень инфляции не превысит 6 процентов. В период активного осуществления реформы жилищно-коммунальной сферы и изменения механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта (1998 год - первое полугодие 1999 г.) ожидаются более высокие уровни роста потребительских цен.
Произойдет изменение потоков и пропорций между реальным и финансовым секторами экономики, что отразится в опережающем росте промышленного производства по сравнению с внутренним валовым продуктом в 1998-2000 годах.
На новой технологической основе произойдет обновление производственного аппарата, что позволит улучшить параметры воспроизводства основных фондов. Объем инвестиций в основной капитал возрастет примерно в 1,35 раза при повышении эффективности его использования. Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных основных фондов повысится с 2% до 5,5 процента.
Процессы оживления экономики и сбалансированное развитие реального и финансового секторов увеличат долю заработной платы в структуре доходов и обеспечат стимулирование эффективной трудовой деятельности.
В результате изменений условий хозяйственной деятельности к концу периода экономика будет базироваться на новых воспроизводственных контурах, обеспечивающих сбалансированное развитие при достаточно высоких темпах роста.
Материальное производство