Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

12. Основные параметры бюджета

Реализация структурных и институциональных реформ, включая налоговую реформу, приведет к заметному изменению основных бюджетных параметров.

Величина доходов консолидированного бюджета - с 24,8% в 1996 г. до 26-28% внутреннего валового продукта к концу периода, федерального бюджета - с 12,5 до 13-14% внутреннего валового продукта.

Расходы консолидированного бюджета после некоторого роста в 1997 году стабилизируются на уровне 29-30% внутреннего валового продукта, федерального бюджета - на уровне 15-16% внутреннего валового продукта.

Сокращение доли расходов во внутреннем валовом продукте произойдет в основном за счет уменьшения доли процентных расходов бюджета, поскольку объем и цена заимствований будут уменьшаться в течение всего периода. Номинальные процентные ставки (адекватные прогнозу инфляции и росту внутреннего валового продукта) составят в 1997 году 20-25%, в 1998 году - 12-15%, в 1999 году - 10-12%, в 2000 году - 8-10 процентов. Объем процентных расходов, по международному определению, к 2000 году снизится до 3,8% внутреннего валового продукта, то есть более чем на 2 пункта по сравнению с начальным периодом действия Программы. Чистое внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета составит 1-1,7% внутреннего валового продукта, чистое внешнее стабилизируется на уровне 0,8-0,9% внутреннего валового продукта.

При этом доля расходов бюджета, не связанных с выполнением обязательств государства по обслуживанию своих долгов, останется практически неизменной по сравнению с 1996 годом.

В период до 2000 года произойдет ряд структурных изменений в расходной части федерального бюджета:

- резко сократятся субсидии и трансферты, выделяемые отраслям и отдельным получателям, включая дотации сельскому хозяйству и угольной отрасли;

- сократятся расходы на национальную оборону, прежде всего на содержание военнослужащих силовых министерств и ведомств, часть высвобождаемых средств будет направлена на качественное улучшение материально-технического обеспечения армии;

- уменьшится число организацией, финансируемых за счет федерального бюджета, в первую очередь сети ведомственного здравоохранения, и сократятся объемы финансирования этих организаций сферы;

- сократится число федеральных целевых программ, финансируемых из бюджета, за счет укрупнения и ликвидации программ, имеющих узковедомственную и региональную направленность;

- уменьшится объем финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации, в связи с проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства и высвобождением значительного объема ресурсов в результате отмены дотаций и компенсаций населению, не связанных с уровнем реальных доходов;

- с целью выделения в составе федерального бюджета расходов, непосредственно оказывающих воздействие на рост производства;

- начиная с 1997 года в составе расходов бюджета предусмотрено формирование Бюджета развития.

Ориентировочные показатели консолидированного и федерального
бюджетов на 1996 - 2000 годы

                                               (в процентах от ВВП)
---------------------------------------------------------------------------+
   ¦                         ¦1996   ¦1997   ¦   1998  ¦   1999  ¦   2000  ¦
   ¦                         ¦год    ¦год    ¦   год   ¦   год   ¦   год   ¦
   ¦                         ¦оценка ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 1 ¦Доходы                                                                 ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 2 ¦ консолидированный бюджет¦24,8   ¦30,3   ¦26,3-28,2¦26,3-28,2¦26,3-28,2¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 3 ¦ федеральный бюджет      ¦12,5   ¦15,9   ¦13,5-14,5¦13,5-14,5¦13,5-14,5¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 4 ¦ Доходы по международному определению                                  ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 5 ¦ консолидированный бюджет¦23,3   ¦29,8   ¦25,9-27,8¦25,9-27,8¦25,9-27,8¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 6 ¦ федеральный бюджет      ¦11,1   ¦15,4   ¦13,2-14,1¦13,2-14,1¦13,2-14,1¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 7 ¦ Расходы                                                               ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 8 ¦ консолидированный бюджет¦28,9   ¦34,8   ¦29,4-31,3¦29,0-30,9¦29,0-30,9¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 9 ¦ в т. ч. производ.       ¦2,0    ¦3,6    ¦3,6      ¦3,6      ¦3,6      ¦
   ¦ инвестиции              ¦       ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 10¦ федеральный бюджет      ¦15,8   ¦19,4   ¦15,5-16,5¦15,2-16,2¦15,2-16,2¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 11¦ Расходы по международному определению                                 ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 12¦ консолидированный бюджет¦32,0   ¦37,3   ¦31,9-33,8¦30,1-33,0¦30,9-32,8¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 13¦ федеральный бюджет      ¦18,9   ¦22,1   ¦18,0-19,0¦17,4-18,3¦17,2-18,1¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
   ¦ в том числе                                                           ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 14¦ обслуживание долга      ¦5,5    ¦5,9    ¦4,5      ¦4,0      ¦3,8      ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 15¦ в т. ч. проценты по     ¦4,0    ¦4,0    ¦2,9      ¦2,5      ¦2,3      ¦
   ¦ ГКО/ОФЗ                 ¦       ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 16¦ непроцентные расходы    ¦13,4   ¦16,2   ¦13,5-14,5¦13,4-14,3¦13,4-14,3¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 17¦ Дефицит                                                               ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 18¦ консолидированный бюджет¦4,2    ¦4,5    ¦3,1      ¦2,7      ¦2,7      ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 19¦ федеральный бюджет      ¦3,3    ¦3,5    ¦2,0      ¦1,7      ¦1,7      ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 20¦ Дефицит по международному определению*)                               ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
 21¦ консолидированный бюджет¦8, 6   ¦7,5    ¦6,0      ¦5,2      ¦5,0      ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 22¦ федеральный бюджет      ¦7,8    ¦6,7    ¦4,9      ¦4,2      ¦4,0      ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 23¦ внутреннее              ¦7,4    ¦5,8    ¦4,0      ¦3,4      ¦3,2      ¦
   ¦ финансирование          ¦       ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 24¦ внешнее финансирование  ¦0,4    ¦0,9    ¦0,9      ¦0,8      ¦0,8      ¦
   ¦ (без МВФ)               ¦       ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 25¦ получение кредитов      ¦1,0    ¦1,1    ¦1,2      ¦1,4      ¦1,3      ¦
---+-------------------------+-------+-------+---------+---------+---------¦
 26¦ погашение основной суммы¦0,6    ¦0,2    ¦0,3      ¦0,6      ¦0,5      ¦
---+-----------------------------------------------------------------------¦
   ¦ *) По международному определению кредиты МВФ относятся  к  внутреннему¦
   ¦ финансированию.                                                       ¦
---------------------------------------------------------------------------+

13. Основные параметры развития экономики в 1997-2000 годах

Прогноз основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 1997-2000 годы разработан с учетом характера и динамики происходящих социально-экономических процессов, экономического потенциала страны и отражает наиболее вероятную траекторию развития при условии реализации всех мер, предусмотренных Программой, в определенные сроки и включает следующие основные направления:

- проведение реформы предприятий в 1997-1998 годах;

- проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства в 1998-1999 годах, изменение механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

- осуществление военной реформы в 1998-1999 годах; осуществление реформы социальной сферы к концу 2000 года.

Темпы и пропорции развития экономики

В результате реализации мероприятий Программы с 1998 года предполагается выход на устойчивые положительные темпы прироста внутреннего валового продукта, которые к 2000 году составят около 5 процентов.

Пропорции между потреблением и накоплением во внутреннем валовом продукте к 2000 году изменятся в пользу накопления, доля которого возрастет до 27-28 процентов. При этом переход экономики в режим роста позволит обеспечить увеличение потребления, особенно в 1999-2000 годах. В целом за 1997-2000 годы конечное потребление возрастет на 12-14 процентов. Относительно низкие темпы роста потребления будут обусловлены как ростом спроса на инвестиционные ресурсы, так и реализацией мероприятий по снятию дотаций и прекращению перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.

К концу периода среднегодовой уровень инфляции не превысит 6 процентов. В период активного осуществления реформы жилищно-коммунальной сферы и изменения механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта (1998 год - первое полугодие 1999 г.) ожидаются более высокие уровни роста потребительских цен.

Произойдет изменение потоков и пропорций между реальным и финансовым секторами экономики, что отразится в опережающем росте промышленного производства по сравнению с внутренним валовым продуктом в 1998-2000 годах.

На новой технологической основе произойдет обновление производственного аппарата, что позволит улучшить параметры воспроизводства основных фондов. Объем инвестиций в основной капитал возрастет примерно в 1,35 раза при повышении эффективности его использования. Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных основных фондов повысится с 2% до 5,5 процента.

Процессы оживления экономики и сбалансированное развитие реального и финансового секторов увеличат долю заработной платы в структуре доходов и обеспечат стимулирование эффективной трудовой деятельности.

В результате изменений условий хозяйственной деятельности к концу периода экономика будет базироваться на новых воспроизводственных контурах, обеспечивающих сбалансированное развитие при достаточно высоких темпах роста.

Материальное производство