В условиях формирующейся новой геополитической ситуации происходят существенные изменения в военно-экономической политике России. Содержание и темпы адекватного преобразования системы обороны и безопасности страны существенно зависят от финансовых ресурсов и возможностей экономики. Оптимальное использование этих ограниченных возможностей должно обеспечить в 1997-2000 годах поддержание обороноспособности страны на должном уровне и последовательное осуществление военной реформы, потребность в которой назрела давно.
В соответствии с основными положениями военной доктрины в обозримой перспективе не предвидится реальной угрозы крупномасштабного нападения на Россию. Вместе с тем на данном уровне развития международных отношений военная сила остается одним из важнейших факторов системы обеспечения национальной и мировой безопасности. В связи с этим следует обеспечить поддержание технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, текущих нужд войск на уровне, обеспечивающем убедительное сдерживание любого потенциального агрессора от военных акций против России. Особое внимание в этот период следует уделить сохранению и развитию кадрового состава Вооруженных Сил Российской Федерации, производственного потенциала военной промышленности, процессу разработки и освоения новейших образцов вооружения и военной техники как основы модернизации системы обороны и безопасности страны.
Для решения указанных задач необходимо мобилизовать максимум средств на возобновление экономического роста и структурную перестройку народного хозяйства, на увеличение инвестиций в реальный сектор экономики и повышение их эффективности. Только рост экономики позволит выделять необходимые ресурсы для укрепления обороноспособности страны и военнополитического влияния России в мире. Попытки же добиться этих целей в ущерб развитию экономики приведут лишь к противоположным результатам.
Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение обороны и безопасности страны, зависит от динамики валового внутреннего продукта и его доли, направляемой на указанные цели. Эта доля за годы экономической реформы существенно снизилась.
Если в 1991 году доля расходов на национальную оборону во внутреннем валовом продукте была 6,2%, то в 1995 году она составила только 3,3%. В бюджете, принятом на 1997 год, она составляет 3,83%. При этом сокращался и общий объем внутреннего валового продукта. Все это привело к очень сложной ситуации: многие элементы системы национальной обороны находятся в кризисном положении.
В перспективе внутренний валовый продукт будет возрастать, а потому, при растущей в первый период, а затем снижающейся доле военных расходов во внутреннем валовом продукте, их абсолютный объем будет увеличиваться. Это создаст минимально необходимые условия для решения актуальных задач военной реформы и военно-технической политики.
Реальная мощь Вооруженных Сил Российской Федерации будет определяться не численностью войск, а высокой степенью их профессионализма, выучки и организации, уровнем технической оснащенности. Одно из важнейших мест в них займут интегрированные силы и средства ядерного сдерживания, обеспечивающие стратегическую стабильность. Согласованное развитие получат все необходимые современной военной державе силы и средства: межвидовые группировки, силы и средства сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны. Особая роль в реформируемых Вооруженных Силах Российской Федерации будет принадлежать комплексу средств информационной борьбы, высокоточному оружию, силам и средствам обеспечения мобильности войск, развитию системы управления всех уровней.
Однако военная реформа не сводится к преобразованиям в структуре и составе, оптимизации численности Вооруженных Сил Российской Федерации, сокращению других видов вооруженных формирований. Она также предусматривает:
- развитие на основе утвержденной Президентом Российской Федерации долгосрочной Государственной программы вооружения и в соответствии с целями и задачами военной реформы оборонных НИОКР;
- укрепление оборонной инфраструктуры (аэродромов, портового хозяйства, военно-морских баз, арсеналов, ремонтных предприятий и пр.);
- крупные преобразования в промышленности, причем не только в оборонной, нацеленные на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации передовой военной техникой, качественное снабжение армии материально-техническими ресурсами и всеми видами довольствия;
- решение всего комплекса социальных проблем военнослужащих и членов их семей, а также таких важных политических вопросов, как укрепление престижа воинской службы, повышение статуса офицера и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Военная реформа на ее первом этапе потребует дополнительных (сверх обычных военных расходов) затрат из федерального бюджета. Такие затраты предусматриваются в федеральном бюджете на 1997 год. Это своего рода капитальные вложения в военную реформу, которые, как и любые инвестиции, дадут отдачу с некоторым временным лагом. В частности, через 2-3 года они позволят снизить ту часть бюджетных расходов на текущее содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, которая почти линейно зависит от их состава и численности. Высвобождаемые средства вместе с расширением бюджетных источников финансирования оборонных расходов в условиях устойчивого роста внутреннего валового продукта обеспечат наращивание государственных расходов на военные НИОКР, на оснащение армии и флота современным вооружением, на поддержание оборонной инфраструктуры.
При реализации конкретных направлений военной реформы в ходе формирования оборонных бюджетов страны по годам долгосрочной перспективы предлагается положить в основу следующую стратегию.
1997-2000 годы - реструктуризация военно-промышленного потенциала при сохранении его наиболее ценных элементов и критических технологий, стабилизация производства военной техники и поддержание процесса разработки новейших образцов оружия как основы модернизации Вооруженных Сил.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Совета обороны Российской Федерации необходимо обеспечить:
- структурную перестройку и определенное сокращение численности Вооруженных Сил и других войск;
- концентрацию военного производства на небольшом количестве предприятий и в федеральных научно-производственных центрах;
- создание в оборонном комплексе крупных диверсифицированных компаний (в том числе государственных) и финансово-промышленных групп для производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. При этом жестко ограниченное количество оборонных предприятий будет переведено в разряд казенных. Такое преобразование будет проводиться только в случаях, когда диверсификация (частичная конверсия) производства по объективным причинам (узко специальный характер используемых технологий, высокая доля незагруженных мобилизационных мощностей, особая режимность и др.) невозможна, а потому доля государственного заказа в общем объеме производства и в перспективе неизбежно будет подавляющей.
В период реструктуризации доля расходов на национальную оборону во внутреннем валовом продукте должна возрасти по сравнению с 1995 годом, причем в общем объеме расходов на национальную оборону удельный вес текущих затрат на содержание Вооруженных Сил должен снизиться, а удельный вес затрат на НИОКР должен быть доведен до 14%, расходов на закупки вооружения и военной техники - до 30-35% расходов на национальную оборону. В расходах на капитальное строительство (по статье Национальная оборона) увеличатся расходы на специальное строительство, в том числе на развитие оборонной инфраструктуры. В рамках текущих расходов на содержание Вооруженных Сил возрастет доля расходов на боевую и оперативную подготовку, на эксплуатацию и ремонт техники.
В 1997-2000 годах за счет средств, выделяемых на военную реформу сверх расходов на национальную оборону, должны прежде всего финансироваться затраты на обеспечение выходными пособиями и жильем увольняемых из Вооруженных Сил военнослужащих.
В настоящее время важное значение имеет непрерывность финансирования оборонных расходов. Наиболее остро эта проблема касается оборонной промышленности.
Цикл создания военной техники колеблется от 3 до 10 лет, а госзаказ устанавливается только на календарный год при определении расходов на национальную оборону в федеральном бюджете на этот год. Намечается при рассмотрении федерального бюджета на очередной год утверждать разрешенные бюджетные ассигнования на следующий за очередным год, в пределах которых заказчик получает право заключать соответствующие контракты на производство и поставку военной техники.
Важное значение имеет также непрерывность финансирования производства военной техники в пределах одного календарного бюджетного года. Неритмичность финансирования приводит к серьезным негативным последствиям для экономики оборонного предприятия. Производитель военной техники и вооружений, поставляющий их на внутренний рынок, не имеет возможности получить краткосрочный кредит у потенциального покупателя своей продукции - государства. Намечается образовать за счет бюджетных и внебюджетных источников страховой фонд в целях погашения кассовых разрывов при реализации графиков производства и поставок военной техники и отдельных видов материально-технических ресурсов и довольствия в армию.
Другой важнейший аспект поддержания на необходимом уровне обороноспособности и безопасности страны - мобилизационная подготовка экономики. В 1997 году завершится работа над планом мобилизационного развертывания отечественной экономики применительно к современным условиям. Он определяет не только план поставок военной техники и продукции общего назначения, но и прогноз функционирования всей экономики Российской Федерации на расчетный год. Указанный прогноз включает основные макроэкономические показатели и показатели производства важнейших видов продукции, взаимоувязанные через балансы основных материальных ресурсов, и показывает максимальные (в смысле удовлетворения потребности армии в военной технике, в продовольственном и вещевом довольствии, а населения - в основных продуктах и услугах, необходимых для жизнеобеспечения в военное время) возможности современной российской экономики, которые могут быть достигнуты в результате ее мобилизационного развертывания.
В соответствии с мобилизационным планом в 1997-2000 годах в бюджетах отдельных лет предусматривается выделять средства на содержание важнейших мобилизационных мощностей, что позволит поддержать экономику предприятий, имеющих такие мощности, и сохранить критические технологии, даже если эти мощности временно не загружены. По мере расширения финансовых возможностей в федеральном бюджете следует предусматривать средства не только на содержание имеющихся мобилизационных мощностей, но и на капитальные вложения по их созданию и развитию.
Дееспособные мощности, не обеспеченные оборонным заказом и не попавшие в разряд мобилизационных, подлежат конверсии.
Практика показала потенциальную эффективность конкурсной системы государственной поддержки конверсии. К финансированию на основе межведомственной экспертизы принимаются конверсионные программы, нацеленные на решение важнейших народно-хозяйственных задач в сфере транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, агропромышленного комплекса и других отраслей экономики. Они предусматривают выпуск конкурентоспособной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции с использованием новых и новейших технологий, материалов.
1. Однако потенциал конверсии пока еще используется далеко не в полной мере в связи с недостаточным и неритмичным финансированием программ конверсии. Для нормализации положения намечается активизировать работу Государственного конверсионного фонда, который должен аккумулировать ресурсы федерального бюджета и внебюджетные средства, включая отечественные и иностранные инвестиции, доходы от продажи акций конверсированных предприятий, отчисления от прибыли этих предприятий и другие. Государственный конверсионный фонд сможет не только покрывать кассовые разрывы внутри года, но и предоставлять гарантии коммерческим банкам, которые будут вкладывать собственные средства в надежные конверсионные проекты. Средства из этого фонда будут выделяться только на конкурсной основе и только под конкретные конверсионные проекты.