Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

9. Экологическая политика

Анализ экологической ситуации на территории Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, обусловленное спадом производства, положение в области охраны окружающей среды остается неблагополучным, а уровень загрязнения природной среды - высоким.

Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха по-прежнему превышают санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 населенных пунктах. Наибольший вклад в это загрязнение вносят выбросы промышленных предприятий и автомобильного транспорта.

Наиболее неблагоприятное положение наблюдается в гг. Архангельск, Липецк, Москва, Норильск, Братск, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Кемерово, Красноярск, Нижний Тагил, Уфа, Стерлитамак, Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк, Омск, Череповец, которые вошли в список городов страны с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России, при этом стоит отметить, что за последние годы положение с качеством питьевой воды не улучшилось.

Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Кама, Томь имеют высокий уровень загрязнения из-за сбросов сточных вод, перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений.

Неудовлетворительным остается состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель России. Сохраняется тревожная тенденция абсолютного и относительного сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий вследствие их деградации за счет роста эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ.

Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Возникают крупные очаги массового размножения вредителей леса (сибирский и непарный шелкопряд), приводящие к гибели леса на площади в сотни тысяч гектаров.

Повсеместно происходит сокращение количества видов растений и животных, что ведет к невосполнимым потерям генофонда.

Остро стоит вопрос охраны уникальных природных объектов, в том числе заповедников и национальных парков, на обустройство которых выделяется не более 10% необходимых средств.

Серьезная проблема возникла в связи с неудовлетворительным положением в области обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов, которые загрязняют окружающую среду и представляют реальную угрозу здоровью населения.

Обострение экологической обстановки - это результат не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, оно представляет собой следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в немногих промышленных центрах и регионах страны.

При этом произошло снижение эффективности действующих систем очистки и утилизации вредных выбросов вследствие старения основных фондов природоохранного назначения.

Резко отрицательную роль сыграло недостаточное выделение за последние годы ассигнований на природоохранную деятельность.

В результате происходит деэкологизация производства и других секторов экономики: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу внутреннего валового продукта за 1992-1995 годы увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раза, водоемкость - в 1,6 раза.

Деградации природных комплексов способствует нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие, способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.

На этапе переходного периода экономического развития страны может возникнуть серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации из-за:

- нарушения проектных технологических режимов, роста аварийности производств;

- финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;

- недостаточных бюджетных ассигнований отраслей, ответственных за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное, рыбное, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение);

- отсутствия законодательно закрепленного разграничения полномочий и ответственности органов власти всех уровней, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

В целях предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.

Основные положения этой политики изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440, и будут развернуты в Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, разрабатываемой в настоящее время.

Исходя из положений Концепции и основных положений стратегии устойчивого развития главная задача экологической политики на ближайшие несколько лет заключается в преодолении негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечении стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса.

Содержанием этой деятельности должно являться:

- совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;

- совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;

- проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;

- последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;

- государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;