Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

1. Состояние отрасли

За 1991-1995 годы вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны составили 8,7 млн. кВт, в том числе на Балаковской АЭС - 1,0 млн. кВт, а демонтаж устаревшего оборудования - 3,8 млн. кВт. При этом установленная мощность электростанций России на 1 января 1996 года увеличилась по сравнению с 1990 годом только на 3,8 млн. кВт и составила 215 млн. кВт, в том числе мощность ТЭС - 150 млн. кВт, ГЭС - 44 млн. кВт и АЭС - 21,3 млн. кВт.

Единая энергетическая система с установленной мощностью электростанций 192 млн. кВт обеспечивает электроэнергией 98% потребителей страны. Централизованная система управления и режимов работы ЕЭС России осуществляется Центральным диспетчерским управлением.

На конец 1996 г. ЕЭС России объединяла на параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Казахстана, Украины, Закавказья, Белоруссии и Финляндии. От сетей ЕЭС России осуществляется электроснабжение отдельных потребителей Норвегии, Монголии и Китая.

Производство электроэнергии в России в 1996 году составило 847 млрд. кВт. ч против 1082,5 млрд. кВт. ч в 1990 году , т. е. уменьшилось на 22%. При этом по АЭС производство составило 109 млрд. кВт. ч против 118,3 млрд. кВт. ч в 1990 году и уменьшилось на 8%.

За последние годы снижение уровня электропотребления происходило за счет спада промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращения объемов строительства и перевозок на железнодорожном транспорте. В результате резкого снижения электропотребления резерв электрической мощности по отношению к суммарному максимуму нагрузки в целом по России увеличился с 3,4% в 1991 году до 30,0% в 1996 году.

За четыре года электроэнергетика России претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.

Созданы:

на федеральном уровне - РАО ЕЭС России, активы которого состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередачи, систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО ЕЭС России составляет 64%;

на региональном уровне - 72 акционерных общества энергетики и электрификации;

федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), на котором реализуется 30% производимой в стране электроэнергии, при этом доля АЭС на указанном рынке составляет около 40%;

система государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации) и региональном уровнях (региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации - РЭК);

минимально необходимая нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепло и функционирования ФОРЭМ. Сложившаяся структура управления отраслью позволила за этот период обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей во всех районах страны, за исключением Северного Кавказа, г. Архангельска и отдельных районов Дальнего Востока.

Вместе с тем четырехлетнее функционирование системы выявило ее слабые стороны, которые в совокупности можно охарактеризовать как недостаточную экономическую эффективность электроэнергетики.

Для совершенствования системы управления отраслью Электроэнергетика требуется ее реструктуризация.

2. Экономические проблемы и общая производственная стратегия отрасли

При намечаемом подъеме народного хозяйства страны в 1997-2000 годах для надежного и устойчивого обеспечения потребителей будут загружены действующие мощности и обеспечен ввод новых генерирующих мощностей, включая АЭС.

Сверхнормативный резерв мощности позволяет в ближайшие годы обновить основные промышленно-производственные фонды за счет модернизации и реконструкции, а также произвести демонтаж устаревшего оборудования. Финансирование этих работ будет осуществляться за счет средств предприятий (амортизация и прибыль).

Вместе с тем основной объем инвестиций используется неэффективно. В течение 1993-1995 годов инвестиционные средства РАО ЕЭС России, акционерных обществ энерго- и атомной энергетики, направленные на капитальные вложения, составили в ценах 1995 года 68,6 трлн. рублей. За счет этих средств введено в действие 4,9 млн. кВт, в том числе в атомной энергетике - 1,0 млн. кВт. Стоимость введенной мощности выше (примерно в 1,5 раза) мировых показателей.

Проблематичным становится сохранение в перспективном периоде доли атомных электростанций в общем балансе электроэнергии и мощности, так как намечаемые до 2000 года к вводу мощности смогут только заместить мощности, выбывающие из эксплуатации.

В этой связи особо актуальным становится поиск нового подхода к формированию инвестиционных средств в отрасли Электроэнергетика. При этом следует рассматривать весь спектр инвестиционных решений, включая возможности по энергосбережению, и выбирать инвестиционную стратегию с наименьшими затратами.

Инвестиционные средства в региональных акционерных обществах энергетики и электрификации будут формироваться в основном за счет собственных источников с привлечением в случае их недостатка средств сторонних инвесторов и кредитных (заемных) ресурсов.

Предусматривается в качестве временной меры сохранить образование целевых инвестиционных средств для обеспечения функционирования и развития Единой энергетической системы, установив, что получаемые инвестиционные средства должны быть оформлены в установленном порядке как увеличение вклада государства в уставный капитал РАО ЕЭС России. За этот период намечается обеспечить выпуск долгосрочного облигационного займа РАО ЕЭС России для размещения на российском и зарубежном рынках капитала.

С учетом ограниченных возможностей федерального бюджета и при отсутствии других источников финансирования капитальных вложений предусматривается относить на себестоимость работ, услуг эксплуатирующей организации атомных электростанций (концерна Росэнергоатом) затраты, связанные с образованием целевых инвестиционных средств на развитие и обеспечение безопасного функционирования атомных электростанций.

Такой механизм позволит значительно снизить тарифы, даст возможность энергоемким потребителям удешевить их продукцию и повысить ее конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.

На период сохранения действующего порядка формирования инвестиционных средств намечается установить контроль за их использованием и эффективностью этих вложений.

Мерой, позволяющей оздоровить экономику страны, является упорядочение денежного обращения и решение проблемы неплатежей.

Оздоровить финансовую ситуацию в энергетике позволит намечаемое восстановление порядка, в соответствии с которым могут вводиться ограничения или прекращения подачи электроэнергии потребителям-неплательщикам.

В целях улучшения оплаты за электрическую энергию (мощность), поставляемую на ФОРЭМ атомными электростанциями, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. N 1358 утвержден Временный порядок, по которому осуществляются прямые (приоритетные) платежи энергоемких потребителей непосредственно АЭС.