Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

6.7. Политика в области транспорта

В ходе реализации в стране экономических реформ значительно усложнились условия функционирования транспорта. Падение производства в грузообразующих отраслях повлекло снижение объемов перевозок и увеличение удельных транспортных издержек, обусловленных ростом цен на материально-технические ресурсы и тарифов на услуги. Практически полное прекращение государственной инвестиционной поддержки транспорта (бюджетные инвестиции не превышают 3-5% от общих объемов капитальных вложений), значительная раздробленность приватизированных и акционированных мелких транспортных предприятий повлекло интенсивное старение основных производственных фондов транспорта, что в среднесрочной перспективе явится сдерживающим звеном при восстановлении и развитии экономики страны.

Все виды транспорта, выполняющие пассажирские перевозки, убыточны, что ограничивает их возможности по повышению уровня и качества обслуживания пассажиров. Положение усугубляется неурегулированностью отношений между транспортными предприятиями и органами государственной исполнительной власти в части финансирования выпадающих доходов от льготных перевозок пассажиров.

Находящийся в государственной собственности железнодорожный транспорт, отнесенный к отраслям естественных монополий, деятельность которых регулируется государством, в настоящее время также функционирует с достаточно низкой рентабельностью и не обеспечивает даже простого воспроизводства отрасли.

Для обеспечения реализации основных задач настоящей Программы, подъема жизненного уровня и национальной безопасности страны главной задачей государственной политики в области транспорта на среднесрочный период следует определить устойчивое, безопасное и эффективное функционирование транспорта.

В этих целях в 1997-2000 годах усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на:

- осуществление структурных и институциональных преобразований на всех видах транспорта, обеспечивающих создание правовых, экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, усиление инвестиционной активности в этой отрасли;

- сохранение в федеральной государственной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение;

- исключение из сфер приватизации и коммерциализации объектов, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования транспортных систем;

- осуществление передачи в установленном порядке в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность предприятий транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в городском, пригородном и местном сообщениях, а также объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий транспорта;

- осуществление сертификации на всех видах транспорта с целью формирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг;

- формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства в условиях рыночной экономики;

- проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и стимулирующей снижение транспортных издержек;

- совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий с использованием современных телекоммуникаций, рациональное разграничение функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение повышения технического уровня всех видов транспорта на основе обновления парка транспортных средств и модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с федеральными целевыми программами в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий транспорта, а также на условиях финансового лизинга;

- повышение безопасности движения, судоходства и полетов, эксплуатационной надежности объектов транспортной инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

- стимулирование российских перевозчиков и экспедиторов, работающих на рынке транспортных услуг, в том числе за счет оказания политической поддержки. Улучшение международных транспортноэкспедиционных связей за счет формирования международных транспортных коридоров, развития международных аэропортов и обустройства пунктов пересечения государственной границы;

- обеспечение доступности транспортных услуг для всех пользователей, в том числе для малообеспеченных слоев населения, жителей районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним;

- государственную поддержку за счет средств федерального бюджета технического перевооружения, модернизации и эксплуатационной деятельности систем и объектов транспорта, находящихся в сфере федеральной ответственности.