Кадровое обеспечение экономической реформы становится критическим фактором на этапе ее переноса на институциональный и микроэкономический уровень, особенно в условиях структурной перестройки экономики.
В настоящее время низкий платежеспособный спрос предприятий, государственных и муниципальных органов на специалистов всех уровней в сочетании с недостаточным бюджетным финансированием создает угрозу снижения качества профессионального образования и продолжения подготовки невостребованных экономикой специалистов.
Увеличение спроса на профессиональные кадры со стороны предприятий реального сектора может произойти лишь по мере завершения реструктуризации и реформы предприятий, с началом экономического роста.
В таких условиях необходимо обеспечить рыночную переориентацию системы профессионального образования, разработать и провести в жизнь систему стратегических национальных приоритетов в этой сфере.
В процессе реформы введены государственные образовательные стандарты, многоуровневое образование, лицензирование, аттестация и аккредитация вузов, создается система негосударственных образовательных учреждений, вузы получили определенную финансовую самостоятельность, произошли изменения в структуре подготовки кадров высшими учебными заведениями, учитывающие преобразования в обществе.
Вместе с тем не полностью решены проблемы соответствия механизмов управления системой образования новым экономическим, социальным и правовым отношениям между федеральным центром и субъектами Федерации, проблемы управления собственностью в сфере образования, повышения качества образования. Слабо решаются вопросы социальной защиты обучающихся и сотрудников.
Для достижения целей, поставленных настоящей Программой, намечается осуществить совершенствование механизма государственного управления сферой образования.
Особого внимания требует проведение реформ в области начального и среднего профессионального образования. Здесь предполагается:
- продолжить перепрофилирование учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом структурных изменений в экономике и социальной сфере, укрепить связи данной системы образования с работодателями, их ассоциациями и союзами;
- завершить разработку образовательных стандартов и ввести их в действие, организовав необходимое научно-методическое обеспечение;
- на основе многоуровневой системы подготовки кадров развивать интеграционные процессы между всеми уровнями профессионального образования.
Подготовка кадров в системе высшего профессионального образования должна обеспечить необходимую эффективность и темпы проведения реформ в экономике и социальной сфере, оказать поддержку инновационным процессам в производстве.
Для этого предполагается:
- существенно сократить прием для обучения по не пользующимся спросом специальностям;
- сохранить ведущие научно-педагогические школы, обеспечивающие подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы как основу расширения подготовки специалистов в будущем;
- обеспечить в субъектах Российской Федерации интеграцию учреждений Российской академии наук, отраслевых академий и государственных классических университетов в единые научно-образовательные комплексы;
- создать государственную систему контроля качества образования и подготовки кадров;
- обеспечить присоединение основных университетов страны к международному информационному сообществу;
- предусмотреть инвестиции из бюджета развития на создание новых технологий образования и информатизацию сферы образования;
- ежегодно направлять на обучение и стажировку в ведущие мировые центры студентов старших курсов и преподавателей.
Подготовка экономистов, юристов и управленческих кадров за последние годы значительно расширилась. На повестке дня стоит переход от освоения новых учебных программ к повышению качества образования, достижению его мирового уровня.
В этой сфере предстоит:
- обновить систему образовательных стандартов в экономическом, управленческом, правовом и социологическом образовании, включая программы переподготовки специалистов с целью приведения их в соответствие с мировым уровнем;
- создать единую систему подготовки, переподготовки и сертификации преподавателей этих дисциплин;
- провести дополнительную аттестацию образовательных учреждений, готовящих экономистов, юристов, управленцев, социологов;
- укрепить кадровую и материальную базу ведущих центров профессионального экономического и социального образования в основных регионах Российской Федерации, в том числе за счет кредитов и технического содействия международных финансовых организаций; разработать Федеральную целевую программу подготовки кадров для осуществления экономической реформы.
Переподготовка кадров (дополнительное профессиональное образование) способна обеспечить наиболее быстрый эффект по сравнению с другими видами образования. Инвестиции в систему дополнительного профессионального образования дают отдачу уже через 1-2 года, в то время как для высшей школы этот период оценивается в 7-8 лет, для среднего профессионального образования - в 5-6 лет.
В настоящее время система дополнительного профессионального образования обеспечивает переподготовку 2 млн. человек в год. Для удовлетворения потенциального спроса предприятий и трудоустройства безработных, бывших военнослужащих, мигрантов необходимо увеличить объем переподготовки в 2-2,5 раза.
Для обеспечения качества данных образовательных услуг будет укреплена система управления и методического руководства дополнительным профессиональным образованием, разработаны дистанционные технологии обучения в области основных профессий и начато их массовое внедрение.