Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

6.4. Научно-техническая и инновационная политика

В научно-технической и инновационной сферах сложилась критическая ситуация, характеризующаяся низкой инвестиционной и инновационной активностью в освоении новых видов технологических процессов, техники и материалов и низким уровнем внедрения в производство достижений науки и техники. Инновационная деятельность сворачивается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора.

В связи с этим национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала, сохранения технологического и в конечном итоге политического и экономического суверенитета российского государства.

Для осуществления этого необходимы признание развития науки и технологий общенациональной целью, увязка приоритетных направлений развития науки и техники со стратегией социально-экономического развития страны, а также признание науки равноправным социальным партнером государства.

Значительно более активной должна стать государственная патентная политика. С принятием в 1992 году пакета законов, сформировавших правовую основу охраны промышленной собственности в России, в основном сформирована цивилизованная система приема и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности, выдачи охранных документов и публикации сведений о них.

Глубокое реформирование научно-технической сферы должно быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и технологий с расширением самостоятельности самого научного сообщества в выборе направлений научного поиска и источников финансирования.

Наиболее важными направлениями в работе по преодолению кризисного состояния в научно-технической сфере, усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российских науки и техники являются:

- разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее эффективных наукоемких ресурсосберегающих технологий и результатов фундаментальных исследований;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение и использование результатов научных исследований;

- реформирование отечественной системы управления наукой и подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности;

- совершенствование правовой охраны интеллектуальной собственности и активизация изобретательской деятельности.

Для реализации этих направлений необходимо решение следующих задач:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы исследований и разработок применительно к условиям рыночной экономики;

- выделение ассигнований на финансирование науки в 1997 году в объеме, предусмотренном бюджетом, а с 1998 года в объеме не менее 4 процентов от его расходной части, как это предусмотрено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

- разработка механизма привлечения средств из разных источников в научно-техническую и инновационную сферы;

- обеспечение отбора и реализации наиболее эффективных достижений науки и техники на основе контрактной системы;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности и конкуренции в области науки и техники, развитию конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений;

- расширение международного научно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для участия российских ученых в международных проектах и привлечение иностранных инвестиций в сферу российских науки и техники. Становлению равноправного международного сотрудничества будет способствовать совершенствование правоприменительной практики, основывающейся на нормах законодательства по охране интеллектуальной собственности, а также меры по недопущению практики заключения между российскими и зарубежными партнерами договоров, содержащих дискриминационные положения по вопросам защиты интеллектуальной собственности;

- разработка механизма реализации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

- создание и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной на концепции важных для достижения национальных целей технологий;

- разработка и осуществление комплекса мер, направленных на использование потенциала оборонных отраслей в области технологий двойного применения;

- разработка и реализация современных информационно-телекоммуникационных систем в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация указанных систем позволит осуществить интеграцию информационных ресурсов государства, повысить устойчивость государственных информационных систем, сформировать систему информационной поддержки принятия органами государственной власти решений как в сфере управления экономикой, так и в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- проведение реструктуризации научно-технического комплекса страны, введение механизмов государственного регулирования научно-технической деятельности, адекватных реальным экономическим условиям;

- разработка и реализация системы мер по поддержке уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок национальной значимости;

- создание необходимого информационного пространства в научно-технической и инновационной деятельности;

- создание условий и системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровнях для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую сферу, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;

- осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров.

Для выполнения указанных задач в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации потребуется разработка комплекса мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

В среднесрочном периоде научно-техническая и инновационная деятельность будет направлена на преодоление технологического кризиса и достижение мирового научного и технологического лидерства по ряду приоритетных направлений. При этом инновационная деятельность направлена на широкомасштабное применение научно-технических разработок в производстве.