Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

5.9. Регулирование естественных монополий

Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью защиты интересов потребителей соответствующих товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование будет направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественной монополии на внутреннем рынке.

Основными задачами среднесрочной экономической политики в сфере регулирования естественных монополий являются:

- совершенствование системы регулирования в сфере естественных монополий, в том числе ценового, и дерегулирование видов деятельности, не относящихся к числу естественно монопольных, формирование конкурентных рынков этих видов услуг;

- выделение, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

- организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;

- регулирование инвестиционных программ субъектов естественных монополий в соответствии с действующим законодательством;

- поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;

- придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил доступа к сети на недискриминационной основе;

- совершенствование нормативной базы регулирования в сфере естественных монополий;

- формирование организационно-правовой базы регулирования субъектов естественных монополий на региональном уровне, разделение компетенции между федеральными и региональными органами регулирования;

- определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.

Будет совершенствоваться правовая и нормативно-методическая база и предприняты соответствующие меры по укреплению и развитию системы органов государственного регулирования естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.

Правительство Российской Федерации предпримет шаги по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Будут усилены механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.

Электроэнергетика

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования естественных монополий в электроэнергетике будут включать формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием государственного регулирования услуг естественных монополий в электроэнергетике (передача и распределение электрической и тепловой энергии). В этих целях предусматривается создание независимой организации (оператора оптового рынка) для выполнения операторских функций на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), включая осуществление расчетов и платежей, на бесприбыльной основе; создание на базе тепловых электростанций РАО "ЕЭС России", включая действующие и строящиеся электростанции, нескольких генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольного положения. Вся ответственность за развитие, реконструкцию и модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих мощностей будет передана новым генерирующим компаниям.

Будет продолжено формирование нормативной и правовой базы, совершенствование мер государственного воздействия для привлечения инвестиций в электроэнергетику, совершенствование системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей, внедрение системы лицензирования участников федерального оптового рынка энергии и мощности.

Для реализации мер по реструктуризации РАО ЕЭС России будет повышена роль коллегии государственных представителей в совете директоров РАО ЕЭС России, уполномоченных проводить государственную политику в электроэнергетике.

В 1997-1998 годах Правительство Российской Федерации планирует введение двухставочных тарифов с регулируемой ФЭК России маржинальной ставкой за оплату электроэнергии и ставкой за мощность, отпускаемой с ФОРЭМ; организацию конкуренции производителей электроэнергии по топливной составляющей затрат в европейской и сибирской зонах ФОРЭМ и сохранение регулируемой платы за мощность). Предусматривается создание наблюдательного совета, состоящего из представителей участников ФОРЭМ и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, для контроля за деятельностью оператора ФОРЭМ, а также создание при операторе ФОРЭМ расчетно-платежного центра ФОРЭМ, имеющего региональные представительства с правом самостоятельного сбора платежей за электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ; лицензирование участников ФОРЭМ.

Будут приняты меры по стимулированию противозатратного механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, по повышению курса акций энергетических компаний, по стимулированию работы на оптовый рынок, экспорта и восстановления связей с энергосистемами СНГ в соответствии с действующим законодательством.

Первоочередными мерами в 1999-2000 годах будут подписание коллективного соглашения (договора) участников ФОРЭМ, расширение состава крупных потребителей, выведенных на ФОРЭМ, и переход к конкуренции электростанций на спотовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей.

Будет осуществлено дерегулирование цены электроэнергии, формируемой на спотовом рынке, развитие контрактных отношений на ФОРЭМ и завершено формирование структуры энергетических компаний, которая будет соответствовать конкурентным принципам функционирования электроэнергетики.

Кроме того, Правительство Российской Федерации примет меры по разработке методов финансового учета и контроля инвестиционных средств в электроэнергетике, ужесточит требования к неплательщикам. Будет осуществлено поэтапное сокращение перекрестного субсидирования потребителей с одновременным созданием механизма частичного возмещения затрат на оплату электрической энергии социально незащищенным группам населения за счет бюджетов разных уровней.

Газовая промышленность и газоснабжение

Государственное регулирование естественных монополий в газовой промышленности и газоснабжении будет осуществляться с учетом сохранения в среднесрочном периоде организационно-производственного единства РАО "Газпром". Правительство Российской Федерации будет способствовать созданию выгодных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в строительство новых газовых трубопроводов и разработку новых месторождений газа.

В то же время формы государственного регулирования РАО "Газпром" будут совершенствоваться. Будут установлены правила и порядок, по которым осуществляется регулирование цен на газ. Для целей регулирования будут разработаны формы федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и формы отчетности предприятий РАО "Газпром", независимых производителей газа и газораспределительных организаций, представляемые в органы регулирования естественных монополий и другие заинтересованные органы исполнительной власти. Это потребует мер по контролю со стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.

В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям РАО "Газпром" и по видам их деятельности и обеспечение прозрачности формирования затрат по всей газовой цепочке. Это облегчит коммерциализацию потенциально конкурентных видов производственной деятельности РАО "Газпром" и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования субъектов естественных монополий.

В дальнейшем при создании необходимых условий будут осуществлены меры по либерализации цен на природный газ, предусматривающие поставку газа и реализацию его потребителям по договорным ценам при сохранении государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Для выполнения этих задач органам государственного регулирования необходимо будет разработать нормативно-методическое обеспечение.

Цены добычи газа будут контролироваться в рамках антимонопольного законодательства.

Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа, начиная со II полугодия 1997 г. будет осуществляться на основе контрактов с потребителями газа и Положения по обеспечению доступа поставщиков газа к газотранспортной системе РАО "Газпром". При этом цена продажи газа конечным потребителям не будет подлежать государственному регулированию.