Потребность Российской Федерации в иностранных инвестициях в 1997-2000 годах будет определяться в первую очередь дефицитом отечественных источников накопления, а укрепление стабильности и рост экономики, обеспечивающие достаточную доходность на вложения, будут содействовать их притоку. Вместе с тем привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику будет проходить в условиях острой конкуренции на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы. Для успеха в этой конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы от России потребуются усилия в создании образа открытой для иностранного капитала страны.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику позволит ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств, развитие производства в трудоизбыточных регионах, освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Концепция политики в области привлечения иностранных инвестиций исходит из необходимости решения следующих задач:
- создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;
- повышение рейтинга страны (реципиента капитала) за счет снижения некоммерческих рисков;
- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, главным среди которых является стабильность налогового режима.
Исходя из указанных целей, оценки сложившейся ситуации в инвестиционной среде, необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата и образа России как страны, принимающей иностранные инвестиции, совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в 1997-2000 годах включает следующие направления:
- формирование стабильной и "прозрачной" нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов на территории России, в том числе налогообложение и таможенное регулирование, предоставление гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов, с изъятиями, определяемыми федеральными законами;
- расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами);
- организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном и региональном уровнях;
- развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок, формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, выпуск специальных информационных изданий, проведение в регионах конференций, с участием широкого круга российских предпринимателей;
- развитие форм организационно-правовых структур привлечения иностранных инвестиций: международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний и других;
- развитие договорно-правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве: подготовка и подписание соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке многостороннего соглашения по инвестициям и другие;
- развитие инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами и организациями;
- разработка основ государственной политики и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала;
- развитие и активизация деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках Мюнстерского переговорного процесса по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;
- разработка проекта федеральной программы формирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации;
- создание локальных свободных экономических зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала России и ее регионов;
- дальнейшая либерализация норм и правил совершения нерезидентами валютных операций, связанных с движением капитала;
- содействие регионам в привлечении иностранных инвестиций (в разработке региональных инвестиционных программ, нормативно-правовых актов, инвестиционных проектов, системы гарантий и льгот за счет региональных источников), подготовка обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам.
Будут определены как приоритетные, так и закрытые или ограниченные для иностранных инвесторов отрасли, производства, регионы и формы, в которых такие ограничения будут устанавливаться.
Особое внимание будет также уделено привлечению иностранного капитала к созданию современной производственной и социальной инфраструктуры. С этой целью предполагается проведение тендерных торгов для иностранных инвесторов на строительство "под ключ" объектов инфраструктуры (очистных сооружений, дорог, мостов и т. п.). Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов будет рассмотрен вопрос о предоставлении сооружаемого объекта иностранным партнерам в собственность и передаче прав на долгосрочную аренду земли, находящейся под возводимым объектом.
Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций останется создание на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Получит также распространение широко применяемый в международной практике кредит поставщика оборудования, в частности в рамках такой формы международного сотрудничества, как компенсационные соглашения.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет осуществляться на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества -совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов; создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также предприятий государств-участников СНГ, в особенности тех, которые являются критически важными поставщиками для российской экономики; международный финансовый лизинг; создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
В 1997-2000 годах иностранные прямые инвестиции (таблица) будут направлены в основном в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров.
Объем и структура иностранных инвестиций
(млрд. долларов США)
+--------------------------------------------------------------+
¦Прямые инвестиции ¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прямые инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(без соглашений о разделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции) ¦ 2,8 ¦ 3,9 ¦ 5,8 ¦ 7,3 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прямые инвестиции по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соглашениям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦о разделе продукции ¦ 3,3 ¦ 3,3 ¦ 2,7 ¦ 2,7 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Кредиты МБРР ¦ 0,6 ¦ 1,6 ¦ 1,8 ¦ 2,3 ¦
¦(инвестиционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦компоненты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Двусторонние кредиты ¦ 1,9 ¦ 0,9 ¦ 0,4 ¦ 0,2 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Итого ¦ 8,6 ¦ 9,7 ¦ 10,7 ¦ 12,5 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прочие инвестиции ¦ 4,5 ¦ 5,3 ¦ 6,1 ¦ 6,7 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦торговые кредиты ¦ 0,6 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 1,5 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦прочие кредиты ¦ 2,5 ¦ 2,6 ¦ 2,7 ¦ 2,8 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦банковские вклады ¦ 1,4 ¦ 1,8 ¦ 2,2 ¦ 2,4 ¦
+--------------------------------------------------------------+
Ежегодный рост прямых инвестиций в реальные активы предприятий с иностранными инвестициями можно ожидать на уровне 40 процентов.
В этот период крупномасштабные иностранные капиталовложения в освоение нефтегазовых месторождений будут осуществляться на условиях долгосрочных соглашений о разделе продукции. Ежегодные объемы капиталовложений, оценка которых основана на уже известных проектах, составят около 3 млрд. долл. США.