Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

6.2. Привлечение иностранных инвестиций

Потребность Российской Федерации в иностранных инвестициях в 1997-2000 годах будет определяться в первую очередь дефицитом отечественных источников накопления, а укрепление стабильности и рост экономики, обеспечивающие достаточную доходность на вложения, будут содействовать их притоку. Вместе с тем привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику будет проходить в условиях острой конкуренции на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы. Для успеха в этой конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы от России потребуются усилия в создании образа открытой для иностранного капитала страны.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику позволит ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств, развитие производства в трудоизбыточных регионах, освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.

Концепция политики в области привлечения иностранных инвестиций исходит из необходимости решения следующих задач:

- создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;

- повышение рейтинга страны (реципиента капитала) за счет снижения некоммерческих рисков;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, главным среди которых является стабильность налогового режима.

Исходя из указанных целей, оценки сложившейся ситуации в инвестиционной среде, необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата и образа России как страны, принимающей иностранные инвестиции, совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в 1997-2000 годах включает следующие направления:

- формирование стабильной и "прозрачной" нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов на территории России, в том числе налогообложение и таможенное регулирование, предоставление гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов, с изъятиями, определяемыми федеральными законами;

- расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами);

- организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном и региональном уровнях;

- развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок, формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, выпуск специальных информационных изданий, проведение в регионах конференций, с участием широкого круга российских предпринимателей;

- развитие форм организационно-правовых структур привлечения иностранных инвестиций: международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний и других;

- развитие договорно-правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве: подготовка и подписание соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке многостороннего соглашения по инвестициям и другие;

- развитие инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами и организациями;

- разработка основ государственной политики и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала;

- развитие и активизация деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках Мюнстерского переговорного процесса по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;

- разработка проекта федеральной программы формирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации;

- создание локальных свободных экономических зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала России и ее регионов;

- дальнейшая либерализация норм и правил совершения нерезидентами валютных операций, связанных с движением капитала;

- содействие регионам в привлечении иностранных инвестиций (в разработке региональных инвестиционных программ, нормативно-правовых актов, инвестиционных проектов, системы гарантий и льгот за счет региональных источников), подготовка обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам.

Будут определены как приоритетные, так и закрытые или ограниченные для иностранных инвесторов отрасли, производства, регионы и формы, в которых такие ограничения будут устанавливаться.

Особое внимание будет также уделено привлечению иностранного капитала к созданию современной производственной и социальной инфраструктуры. С этой целью предполагается проведение тендерных торгов для иностранных инвесторов на строительство "под ключ" объектов инфраструктуры (очистных сооружений, дорог, мостов и т. п.). Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов будет рассмотрен вопрос о предоставлении сооружаемого объекта иностранным партнерам в собственность и передаче прав на долгосрочную аренду земли, находящейся под возводимым объектом.

Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций останется создание на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Получит также распространение широко применяемый в международной практике кредит поставщика оборудования, в частности в рамках такой формы международного сотрудничества, как компенсационные соглашения.

Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет осуществляться на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества -совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов; создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также предприятий государств-участников СНГ, в особенности тех, которые являются критически важными поставщиками для российской экономики; международный финансовый лизинг; создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.

В 1997-2000 годах иностранные прямые инвестиции (таблица) будут направлены в основном в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров.

Объем и структура иностранных инвестиций

                                               (млрд. долларов США)
+--------------------------------------------------------------+
¦Прямые инвестиции         ¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прямые инвестиции         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦(без соглашений о разделе ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦продукции)                ¦ 2,8    ¦ 3,9    ¦ 5,8    ¦ 7,3    ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прямые инвестиции по      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦соглашениям               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦о разделе продукции       ¦ 3,3    ¦ 3,3    ¦ 2,7    ¦ 2,7    ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Кредиты МБРР              ¦ 0,6    ¦ 1,6    ¦ 1,8    ¦ 2,3    ¦
¦(инвестиционные           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦компоненты)               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦Двусторонние кредиты      ¦ 1,9    ¦ 0,9    ¦ 0,4    ¦ 0,2    ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Итого                     ¦ 8,6    ¦ 9,7    ¦ 10,7   ¦ 12,5   ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Прочие инвестиции         ¦ 4,5    ¦ 5,3    ¦ 6,1    ¦ 6,7    ¦
¦     в том числе:         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦торговые кредиты          ¦ 0,6    ¦ 0,9    ¦ 1,2    ¦ 1,5    ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦прочие кредиты            ¦ 2,5    ¦ 2,6    ¦ 2,7    ¦ 2,8    ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦банковские вклады         ¦ 1,4    ¦ 1,8    ¦ 2,2    ¦ 2,4    ¦
+--------------------------------------------------------------+

Ежегодный рост прямых инвестиций в реальные активы предприятий с иностранными инвестициями можно ожидать на уровне 40 процентов.

В этот период крупномасштабные иностранные капиталовложения в освоение нефтегазовых месторождений будут осуществляться на условиях долгосрочных соглашений о разделе продукции. Ежегодные объемы капиталовложений, оценка которых основана на уже известных проектах, составят около 3 млрд. долл. США.