Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

6.1. Объемы, источники и эффективность инвестиций

Целью настоящей Программы является преодоление спада экономики как в отношении роста внутреннего валового продукта, так и капиталовложений, на которые этот рост опирается. Необходимыми условиями для решения этой задачи являются:

- расширение потенциальных источников для инвестиций, что определяется недостаточными масштабами накопления в стране, дефицитом государственного бюджета и структурой источников его покрытия;

- эффективное использование этой базы путем создания условий, стимулирующих превращение накоплений в инвестиции, прямые и портфельные;

- расширение базы для эффективного применения капитальных вложений, что предполагает реформу предприятий, направленную на укрепление роли собственника и ответственности менеджеров перед ним;

- помощь государства в активизации инвестиционной активности корпораций.

Ключевыми факторами, определяющими выполнение этих условий, являются:

- постепенное сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета. Для гарантии успеха принципиально важно размещать заемные средства в окупаемые проекты и тем самым не возлагать погашение внутреннего долга на налогоплательщиков;

- создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств по их реальной ценности;

- использование механизма санаций и банкротства предприятий для качественного усиления роли собственников и ответственности менеджмента;

- предоставление государством гарантий на возврат части заемных средств с целью расширения масштаба привлекаемых средств, участие государства в кредитовании окупаемых проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами.

Несмотря на относительно высокий уровень валовых сбережений, валовое накопление остается умеренным (24-25%) вследствие значительного объема приобретения агентами экономики иностранной валюты и утечки капиталов.

По прогнозу величина сбережений населения будет несколько сокращаться, что скажется прежде всего на сокращении объемов покупки валюты.

Государственные сбережения будут возрастать благодаря сокращению дефицита государственного бюджета и росту государственных инвестиций.

Совокупное воздействие всех факторов активизации инвестиционной деятельности обеспечит рост валового накопления к внутреннему валовому продукту с 24 % в настоящее время до 27-28% к концу среднесрочного периода, что означает рост объема инвестиций примерно в 1,35 раза.

По прогнозным данным, в 1997-2000 годах темпы роста общего объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году составят: 1997 году - 101%, 1998 году - 108%, 1999 году - 110%, 2000 году 112%. Доля общего объема капиталовложений во внутренний валовый продукт в 2000 году составит 19,3%.

Ключевую роль в финансировании инвестиций в 1997-2000 годах будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат около 60% всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастет доля амортизационных отчислений, которая в 1997 году должна составить 38% общих капиталовложений, а в 2000 году - около 41 процента.

Увеличивать объемы привлекаемых средств предполагается в первую очередь за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Защита привлекаемых кредитов обеспечивается системой гарантий, которые в значительном объеме вводятся с 1997 года (50 трлн. рублей).

Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения. Их доля в 2000 году составит порядка 3,5 - 4% от общего объема инвестиций в экономику страны.

В 1997-2000 гг. Правительство Российской Федерации осуществит ряд мер по оживлению инвестиционного процесса, и в том числе:

- существенное изменение фактического исчисления амортизации, увязка его с налогообложением, что позволит поднять ее долю как источника капиталовложений;

- развитие форм привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. В целях эффективного использования сбережений населения широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов;

- развитие форм стимулирования рынка ценных бумаг. Предусматривается обеспечить разумный баланс интересов капиталовложений в реальный сектор и неинфляционное финансирование бюджетных расходов за счет государственных долговых заимствований, т. к. в настоящее время реализация даже самых эффективных и быстроокупаемых проектов по прибыльности не может конкурировать с доходностью и надежностью государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций, облигаций федерального займа), что, естественно, сдерживает привлечение инвестиций в производство;

- развитие рынка капитала и прежде всего облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем. В настоящее время из-за недостатка таких посредников информация о прохождении капитала, с одной стороны, и предложения проектов - с другой, не доходит до заинтересованных партнеров. В итоге мобилизация инвестиционных ресурсов происходит весьма неудовлетворительно;

- формирование инвестиционных средств при приватизации и расширении действующего предприятия. При этом приватизация должна носить не фискальный характер, а предусматривать прежде всего решение вопросов мобилизации ресурсов для инвестирования;

- привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Важнейшим инструментом государственной инвестиционной политики, ориентированной на рост экономики, станет Бюджет развития и связанный с ним механизм предоставления гарантий. Благодаря источникам, не зависящим от исполнения текущего бюджета, инвестиции, финансируемые из Бюджета развития, становятся фактически защищенными статьями.

Бюджет развития предусматривается формировать с 1997 года. Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе. Формирование Бюджета развития опирается на следующие ключевые положения:

- использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств. Это позволит использовать их не только в интересах нынешнего, но и будущих поколений;

- отделение финансирования исполнения Бюджета развития от текущего бюджета;