Целью управления государственной собственностью является освобождение государства от не свойственных ему функций в экономической сфере, постепенное прекращение деятельности государства и его органов в качестве хозяйствующих субъектов, повышение эффективности управления государственными предприятиями и снижение нагрузки на бюджет.
Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд нормативных документов Правительства Российской Федерации создали нормативно-правовую базу эффективного управления государственной собственностью.
Созданию эффективного механизма управления объектами государственной собственности будет способствовать долгосрочная стабилизация отношений (прав) собственности и скорейшее разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Существующая в настоящее время неопределенность при перераспределении прав собственности в государственном секторе экономики и наличие значительного количества индивидуальных решений в отношении того или иного объекта управления (унитарного предприятия или пакета акций) существенно повышают инвестиционные и иные коммерческие риски и имеют следствием экономическую неэффективность. Для устранения указанной неопределенности Правительство Российской Федерации намерено:
- до 1 июня 1997 г. сформировать перечень объектов государственного имущества, закрепляемых в федеральной собственности до конца срока действия Программы;
- до 1 января 1998 г. передать в собственность субъектов Российской Федерации объекты, не отнесенные законодательными и иными правовыми актами к исключительному ведению федеральных властей, и ограничить процесс дальнейшего перераспределения прав собственности между различными уровнями государственной власти.
В 1995-1996 годов происходило поэтапное сокращение применения права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Однако дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий (организаций) промышленности, энергетики, транспорта и связи.
В этой связи Правительство Российской Федерации считает целесообразным:
- прекратить начиная с 1 января 1997 г. создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также их реорганизацию путем разделения и выделения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
- реорганизовать до 1 января 1999 г. все федеральные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100% прав участия в уставном капитале таких обществ в собственности Российской Федерации (без права отчуждения) либо в федеральные казенные предприятия, либо в учреждения.
В среднесрочной перспективе органам государственной власти предстоит решить проблему повышения эффективности управления объектами государственной собственности. Это потребует ужесточения системы ответственности за состояние управления, распоряжение государственным имуществом. Учитывая, что в настоящее время значительное количество пакетов акций, обеспечивающих возможность существенно влиять на решения, принимаемые акционерными обществами, либо определять указанные решения, находится в федеральной собственности, Правительство Российской Федерации намерено в среднесрочной перспективе резко повысить бюджетный эффект от владения, пользования и распоряжения указанным имуществом и принять решения, обязывающие представителей государства в органах управления акционерных обществ обеспечивать направление прибыли таких обществ на выплату дивидендов, поступающих в федеральный бюджет, а также установить, что голосование представителя государства по вопросу расходования прибыли акционерного общества на иные цели, не влекущие за собой перечислений в федеральный бюджет, осуществляется в порядке исключения, на основании специального решения Правительства Российской Федерации, при наличии соответствующего инвестиционного проекта либо иного существенного основания.
Средства, полученные от управления объектами федеральной собственности, предполагается направить в бюджет развития, а также на компенсацию затрат по управлению объектами федеральной собственности.
В целях повышения эффективности управления объектами федеральной собственности Правительство Российской Федерации считает целесообразным осуществлять, как правило, разграничение компетенции и ответственности органов государственного управления, осуществляющих регулирующие, контрольные и надзорные функции, а также распоряжающихся средствами федерального бюджета, с одной стороны, и органов (лиц), представляющих интересы государства как собственника, с другой стороны.
В период с 1997 по 2000 год государственная доля должна сохраняться лишь в акционерных обществах, производящих товары и услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения безопасности страны. Доля государства в таких акционерных обществах должна составлять:
- 75% плюс одна акция (когда признано необходимым полностью руководить деятельностью акционерного общества);
- 51% плюс одна акция (когда необходимо контролировать деятельность акционерного общества);
- одна "Золотая акция (когда необходимо иметь возможность блокировать решения по ряду вопросов деятельности акционерного общества).
За 1997-1998 годы нужно оценить целесообразность участия государства в акционерных обществах с государственным пакетом до 49%. С учетом полученных результатов госпакеты акций либо довести до 51%, либо продать с учетом складывающихся на фондовом рынке условий, осуществив обязательную предпродажную подготовку в процессе доверительного управления (что обеспечит поступление дополнительных средств в федеральный бюджет), оставив за государством Золотую акцию.
Институт представителей государства в акционерных обществах с государственной долей нуждается в серьезном обновлении. Начиная с 1997 года с выходом соответствующего Указа Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации будут совершенствоваться способы управления государственными пакетами акций, в том числе развиваться:
- доверительное управление государственным пакетом акций. Право доверительного управления передается на конкурсной основе. Доверительный управляющий получает права акционера (за исключением прав продажи, залога и т. п.) и реализует цели, определенные в соответствующем договоре (прежде всего погашение долгов акционерного общества, повышение котировок акций, реструктуризация предприятия);
- представительство интересов государства в органах управления акционерных обществ физическим лицом (за вознаграждение), получившим это право по конкурсу, на основе полного разграничения компетенции и ответственности государственных органов, осуществляющих регулирующие и контрольные функции (в том числе в отдельных отраслях), с одной стороны, и органов и лиц, представляющих интересы государства как собственника, с другой стороны. Соответствующим договором будут определены юридические формы ответственности указанных лиц за действия, совершаемые ими в качестве представителей государства. При этом будут приняты меры по исключению случаев представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ лицами, состоящими в трудовых и гражданско-правовых отношениях с данным предприятием.