Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

3. Цели, задачи и этапы реализации программы Структурная
перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах

Структурная перестройка экономики, составляющая основное содержание нового этапа преобразований, охватывает продолжительный период, выходящий за срок действия настоящей Программы.

Соответственно цели и задачи настоящей Программы определяются исходя из необходимости решения долгосрочных проблем социально-экономического развития страны с постановкой задач, реально выполнимых в 1997-2000 годах.

Цели настоящей Программы:

1. Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5 процентов в год. Обеспечение высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований.

2. Осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающих гарантии прав собственности, справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка.

3. Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий. Сокращение доли неэффективных производств.

4. Рост реальных доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить макроэкономические условия для структурной перестройки и экономического роста: темпы инфляции не выше 6-8 процентов в год, дефицит федерального бюджета в конце периода 1,5-2 процента валового внутреннего продукта.

2. Провести реформу предприятий с целью существенного повышения эффективности управления ими в рыночных условиях, включающего в себя в том числе установление контроля за деятельностью руководителей со стороны собственников, исключение возможностей присвоения отдельными руководителями, работниками и акционерами акционерных обществ его имущества или нанесения ему ущерба иными способами, установление порядка оплаты руководителей в зависимости от размеров налогооблагаемой прибыли, прироста капитала предприятия и выплачиваемых по голосующим акциям дивидендам.

3. Стабилизировать ситуацию в научно-технической сфере, привести объемы и механизмы государственной поддержки научно-технической сферы в соответствие с потребностями ее реструктуризации и требованиями ее дальнейшего развития с целью достижения технологического лидерства по ряду приоритетных направлений.

4. Провести реформу социальной сферы с целью значительного повышения ее эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом. Обеспечить соблюдение трудового законодательства и усилить ответственность за его нарушение.

5. Обеспечить реализацию системы государственных минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры.

6. Осуществить налоговую реформу, предусмотрев упрощение налоговой системы, повышение сбора налогов при снижении налогового бремени для предприятий. Обеспечить стабилизацию поступлений налогов и сборов в бюджет расширенного правительства, включая пенсионный фонд и внебюджетные социальные фонды, на уровне 32-34 % валового внутреннего продукта, в том числе в консолидированный бюджет - на уровне 25-26% валового внутреннего продукта. Ввести в действие Налоговый кодекс, отвечающий этим требованиям.

7. Воздействовать на формирование оптимальной структуры и уровня доходов на основе совершенствования системы налогообложения доходов.

8. Обеспечить уровень накопления в экономике до 27-28% валового внутреннего продукта и создать условия для трансформации сбережений в инвестиции. Повысить долю инвестиций в основной капитал до 22-24% валового внутреннего продукта. Стимулировать инвестиции в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли экономики. Создать благоприятный климат для иностранных инвестиций, довести их приток к концу периода до 10 млрд. долларов США в год.

9. Добиться прекращения долларизации экономики, обеспечить укрепление национальной валюты и привлекательность рублевых сбережений. Остановить утечку капитала.

10. Сократить государственные заимствования и обеспечить увеличение их срочности. Снизить доходность государственных ценных бумаг к концу периода до 2-3 процентных пунктов сверх уровня инфляции в расчете на год. Добиться снижения среднего уровня процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный сектор.

11. Обеспечить формирование конкурентоспособного финансового сектора, включающего рынок долгосрочных государственных ценных бумаг (в том числе индексируемых инвестиционных облигаций), систему государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, банки развития с государственным участием, специализирующиеся на инвестировании реального сектора, рынке корпоративных ценных бумаг, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные компании и паевые инвестиционные фонды.

12. Решить проблему неплатежей на неинфляционной основе и за счет этого добиться существенного снижения использования бартера и денежных суррогатов в хозяйственном обороте. Ввести ограничения для неплатежеспособных предприятий на использование форм расчетов и методов учета реализации продукции, приводящих к уменьшению поступлений средств на расчетные счета, а также на предоставление коммерческого кредита поставщикам и покупателям, ссуд физическим лицам и иное использование средств предприятий на цели потребления. В частности, ввести нормирование заработной платы и фонда потребления, отнеся выполнение обязательств предприятия по выплате сверхнормативной заработной платы и фонда потребления в очередь после выполнения обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

13. Обеспечить защиту интересов отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности.

14. Сформировать условия для взаимовыгодной интеграции России в мировую экономику, рационализации ее роли в системе международного разделения труда. Обеспечить достижение устойчивости платежного баланса страны на основе финансирования отрицательного сальдо по текущим операциям притоком капиталов в экономику, преимущественно в виде прямых инвестиций, и ослабления бремени обслуживания внешнего долга в период возобновления экономического роста.

15. Осуществить военную реформу. Изменить структуру расходов бюджета на национальную оборону в пользу затрат, связанных с проведением НИОКР и оснащением Вооруженных Сил современными видами вооружения и военной техники.

16. Продолжить укрепление экономических и финансовых позиций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения самостоятельности в решении социально-экономических вопросов, относящихся к их ведению. Для комплексного решения этой задачи провести реформирование взаимоотношений бюджетов всех уровней. Обеспечить достижение подлинного бюджетного федерализма.

Реализация настоящей Программы осуществляется в три этапа: 1997 год, 1998 год, 1999-2000 годы.

1997 год

Основное содержание политики 1997 года - ремонетизация экономики (перевод основной части расчетов в денежную форму), подготовка и начало широкомасштабных структурных реформ (реформа предприятий, коммунальная реформа, военная реформа), создание условий для оживления инвестиционного процесса.

Основные задачи в макроэкономической сфере - сокращение процентных ставок до 20-25 процентов в номинальном исчислении, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение оборотных средств предприятий. На этой основе - обеспечение оживления производства.

Существенное повышение сбора налогов, делая основной упор на косвенное налогообложение (таможенные пошлины, алкоголь, автомобили) и налогообложение доходов, оборотов и имущества, локализованных ныне в теневом секторе. Введение методов учета и ценообразования, исключающих занижение налогоплательщиками доходов от реализации продукции. Сокращение чрезмерного налогового бремени путем снижения ставок ряда специфических налогов. Подготовка налоговой реформы, принятие первой части Налогового кодекса, подготовка и представление Налогового кодекса полностью. Предоставление любых налоговых льгот и иных мер государственной поддержки лишь при условии строгого соблюдения налогоплательщиками и предприятиями требований законодательства, налоговой, бюджетной, платежной и договорной дисциплины, экономических нормативов, особенно - обеспечивающих защиту прав акционеров, кредиторов, вкладчиков, деловых партнеров и потребителей.