Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

2.2. Накопления и инвестиции

Увеличение накоплений и полная трансформация их в инвестиции основное условие быстрого экономического роста. В странах с высокими темпами роста экономики уровень накопления достигал трети валового внутрннего продукта.

В настоящее время уровень негосударственных сбережений в России достаточно высок в сравнении с большинством стран - 34-36 процентов валового внутреннего продукта. Но из них инвестируется лишь около двух третей. Остальное иммобилизуется государственным заимствованием, обращается в доллары или вывозится из страны.

Возможности повышения уровня накопления в России сравнительно ограничены. Тем не менее эти возможности существуют. Они связаны прежде всего с тем, что, во-первых, производство многих видов массовых потребительских и инвестиционных товаров, ныне импортируемых, может быть налажено в стране с меньшими издержками, во-вторых, при расширении потребительского и инвестиционного спроса существенно увеличится емкость внутреннего рынка, что весьма важно в условиях высоких транспортных барьеров, в-третьих, имеется недоиспользуемый потенциал предприятий оборонного комплекса по производству экспортной и гражданской продукции, в-четвертых, существует значительный платежеспособный спрос на создание объектов инфраструктуры индустрии отдыха и туризма.

Но первоочередная для России, лежащая на поверхности проблема, - это трансформация имеющихся сбережений в инвестиции и, прежде всего, дедолларизация экономики и укрепление доверия к рублю, прекращение утечки капитала. Только за счет этого фактора возможно дополнительное увеличение инвестиций на 6% в год. Другой важный фактор - формирование эффективного рынка капиталов и механизмов, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и их наиболее эффективное размещение.

Ключевым условием роста накоплений и повышения инвестиционной активности является снижение инвестиционных рисков, повышение уровня доверия потенциальных инвесторов к хозяйственным партнерам и к государству. Для этого необходимы политическая и экономическая стабильность, укрепление права собственности, улучшение управления предприятиями, успехи в борьбе с преступностью.

Важную роль могут сыграть и государственные вложения, сначала в формах, позволяющих возложить на государство часть инвестиционных рисков, а затем за счет возрастающей доли государственных инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры и поддержку прогрессивных сдвигов в структуре экономики. Это предполагает усиление функций государства как стратегического инвестора.

В настоящее время в России в процессе становления рыночной экономики происходит болезненный процесс смены инвестиционных режимов: на смену большим объемам капиталовложений при низкой их эффективности приходит новый режим, для которого будет характерна высокая эффективность при относительно меньших объемах инвестиций. Условием роста инвестиций в производство является предложение высокоэффективных, хорошо обоснованных инвестиционных проектов.

На новом этапе преобразований государство будет активно осуществлять институциональные изменения, содействующие повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий, в том числе поощряя конкуренцию на внутреннем рынке, контролируя деятельность естественных монополий; прямо поддерживать в определенных случаях отечественную обрабатывающую промышленность, особенно в высокотехнологичных конкурентноспособных производствах; содействовать адаптации других отраслей к рыночным условиям и сохранению за важнейшими из них устойчивого положения на внутреннем рынке. Тем самым будут решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности бюджета, улучшения платежного баланса, укрепления национальной валюты.

В соответствии с основными целями Программы будет развиваться и процесс нормотворчества, направленный, в первую очередь, на системное правовое обеспечение развития российской экономики и интеграцию ее в мировое хозяйство. Основное внимание Правительство Российской Федерации направит на законодательное обеспечение гарантий права собственности и инициативной деятельности предпринимателей, конкретизацию основ федерализма, создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, совершенствование и укрепление системы исполнения судебных решений. Предстоит большая работа в области создания правовых механизмов реформирования имущественных, земельных, жилищных и трудовых отношений.

Предпосылкой экономического подъема является также последовательное освобождение производственного сектора от бремени содержания социальной сферы и "перекрестного субсидирования", когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и некоторых иных категорий потребителей.

Осуществление намеченных первоочередных мероприятий должно привести к перелому в негативных тенденциях, который необходим для решения стратегических задач Программы, и прежде всего главной социальной задачи - обеспечения роста доходов и потребления населения. Реальный социальный эффект реформ может быть достигнут только в том случае, если людям будет предоставляться работа и своевременно выплачиваться заработная плата. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам будут предоставляться пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов.