В программе Правительства Российской Федерации Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах (далее именуется программа) были намечены следующие основные цели социально-экономической политики:
- достижение устойчивой стабилизации производства и возобновление экономического роста;
- обеспечение к концу 1995 года, в основном, финансовой стабилизации;
- укрепление законности и правопорядка, институтов государственной власти, платежной и финансовой дисциплины;
- существенное улучшение условий для предпринимательства и деловой активности, продолжение приватизации в интересах повышения эффективности производства и увеличения инвестиций;
- активизация структурной перестройки экономики посредством стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства;
- обеспечение роста уровня жизни населения, проведение активной социальной политики с учетом интересов его различных групп и слоев.
В результате работы Правительства Российской Федерации по реализации программы в 1995-1996 годах была существенно сокращена инерция спада объемов производства продукции (работ, услуг), инфляция стабилизировалась на низком уровне, приостановлено снижение уровня жизни населения, а также его имущественная дифференциация. Развитие экономики все в большей мере осуществляется под воздействием рыночных регуляторов.
Сделаны ощутимые шаги в направлении дальнейшей либерализации и открытости российской экономики. Отменены льготы во внешнеэкономической деятельности, снижены, а с середины 1996 года отменены последние экспортные пошлины. В результате реализации программы система регулирования импорта в России ограничена только импортным тарифом и набором мер нетарифного регулирования, опирающимся на правила Всемирной торговой организации. Продолжалось становление и укрепление инфраструктуры финансовых рынков, происходила дальнейшая либерализация валютного регулирования, обеспечена конвертируемость рубля по текущим операциям.
Вслед за либерализацией и осуществлением программы массовой приватизации в 1995-1996 годах удалось сформировать основу для финансовой стабилизации, обеспечив снижение темпов инфляции. В целом за 1996 год темп прироста потребительских цен составил 22%, что в 6 раз ниже, чем в 1995 году. Снизились инфляционные ожидания, сокращается скорость обращения денег. В достижении этих результатов главную роль сыграли прекращение в соответствии с программой финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, а также меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий.
Стабилизировалась национальная валюта, созданы значительные валютные резервы.
Внешняя торговля в настоящее время представляет собой один из стабильных и высокодоходных секторов экономики. Сохраняется значительное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Несмотря на ухудшение конъюнктуры для российского экспорта вследствие стабилизации рубля и сокращения разрыва между внутренними и мировыми ценами, экспорт продолжает расти. В 1996 году во внешнеторговом обороте заметно возросла доля государств-участников Содружества Независимых Государств, отражая тенденцию к экономической интеграции внутри Содружества.
Изменения, происходящие в экономике государства, в сочетании с результатами мер по финансово-экономической стабилизации, сказались на динамике показателей, характеризующих уровень жизни населения. Под воздействием роста реальных доходов граждан, работающих по найму, и реальных размеров выплаченных социальных трансфертов происходит относительная стабилизация уровня жизни. Размер реальной начисленной заработной платы в целом за 1996 год превысил прошлогоднюю отметку на 6 процентных пунктов. По сравнению с предыдущим годом объем выплаченных населению социальных трансфертов в реальном выражении возрос на 7 процентов. Под воздействием этих факторов численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума сократилась по сравнению с прошлым годом на 13 процентов. Начала изменяться в лучшую сторону дифференциация населения по доходам: в 1996 году соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения сократилось до 13 раз против 13,5 в 1995 году.
С замедлением роста цен на основные потребительские товары и платные услуги сократились темпы роста величины прожиточного минимума. В 1996 году среднемесячный денежный доход на душу населения, как и средняя заработная плата, обеспечивал 2 прожиточных минимума. Размер среднемесячной пенсии сохранился в 1996 году на уровне, на 16 процентов превышающем прожиточный минимум пенсионера.
Удалось избежать резкого обострения ситуации на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных на конец года составила 2,5 млн. человек, или 3,4 процента экономически активного населения. Уровень общей безработицы заметно выше - 9,3 процента.
Вместе с тем по ряду направлений продолжают нарастать негативные тенденции. Хотя до истечения срока действия программы остается более полугода и сегодня можно подвести только промежуточные итоги, в ее реализации накапливается существенное отставание. По существу полностью решена лишь одна из поставленных задач - снижение инфляции.
После продолжительного периода снижения регистрируемого спада валового внутреннего продукта и производства промышленной продукции в середине 1996 г. он вновь усилился, хотя по прогнозу, в этот период уже ожидалось его прекращение. Основные причины сложившегося положения:
- незавершенность системных рыночных преобразований, в результате чего потенциал рыночной экономики во многом еще не раскрылся;
- недостаточная эффективность государственного регулирования экономики (в том числе работы части государственного аппарата, осуществляющего эту деятельность), что позволяет многим участникам экономической системы решать свои проблемы за счет государственного бюджета;
- низкий инвестиционный спрос (уменьшение инвестирования в основной капитал в 1996 году даже ускорилось);
- ухудшившееся финансовое положение многих предприятий, обусловленное их неготовностью работать в условиях низкой инфляции;
- сокращение государственного финансирования промышленности, строительства и оборонного заказа из федерального бюджета (в 1996 году государственная поддержка отраслей народного хозяйства составила 55,4% от годовых бюджетных назначений; финансирование промышленности, энергетики и строительства составило 52,5% от бюджетных назначений на год, национальной обороны - 79,7%).
Кроме того, усилился переход части производства в нерегистрируемый сектор, выросла бартеризация экономики.
В целом за 1996 год спад объема валового внутреннего продукта и промышленной продукции составил 6% и 5% соответственно, что превысило показатели 1995 года.
В то же время основные изменения носили структурный характер, что постепенно приближало основные макропропорции российской экономики к структуре, характерной для стран с развитыми рыночными отношениями.
Не достигнуто укрепление платежной и финансовой дисциплины. Напротив, произошло ее дальнейшее ухудшение, отчасти обусловленное политическими факторами.
Общий объем просроченной задолженности по обязательствам предприятий на конец 1996 года оценивается в размере 24 процентов валового внутреннего продукта против 15 процентов валового внутреннего продукта в 1995 году. В 1996 году наметилась тенденция быстрого роста в составе неплатежей задолженности по заработной плате, а также перед бюджетом и, особенно, внебюджетными фондами, тогда как рост объемов взаимных долгов между предприятиями несколько замедлился. Во многом это обусловлено расширяющимся использованием бартера и денежных суррогатов - векселей, взаимозачетов и т.д. В отличие от всплеска неплатежей осени 1994 года, спровоцированного сильными инфляционными ожиданиями и являвшегося механизмом защиты финансов предприятий реального сектора от инфляционных потерь, нынешний кризис может быть разрешен только с помощью устранения причин, вызывающих недостаток оборотных средств и недоступность кредита, действительного реструктурирования промышленных предприятий в течение ближайших лет, включая экономические и административные меры оздоровления нежизнеспособной части реального сектора.
Несмотря на усилия Правительства Российской Федерации, продолжает нарастать задолженность по выплате заработной платы, что стало одной из наиболее острых социальных проблем. На конец декабря 1996 года суммарная задолженность по заработной плате превысила 47,1 трлн. рублей, в том числе из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней - около 9,3 трлн. рублей, собственных средств у предприятий и организаций - свыше 37,8 трлн. рублей. Вместо прогнозированного повышения сбора платежей в бюджет произошло их снижение. Доходы федерального бюджета к валовому внутреннему продукту составили в 1996 году 12,5% против 14-15% по программе и 14,2% в 1995 году. Запаздывание с улучшением организации сбора налогов - один из важнейших недостатков в работе Правительства Российской Федерации, что заставляет вносить существенные коррективы в политику, замещая налоговые доходы бюджета займами, увеличивая расходы на обслуживание долга.
Серьезное негативное влияние оказали вынужденная эмиссия налоговых освобождений и использование кредитов коммерческих банков на покрытие бюджетных расходов. К середине года зачет налоговых освобождений превысил 50 процентов налоговых поступлений.