Недействующий

О государственном предприятии (объединении) (утратил силу на основании Закона СССР от 07.03.1991 N 2015-1)

Статья 9. Отношения предприятия с вышестоящим органом и местным Советом народных депутатов

1. Отношения предприятия и вышестоящего органа (министерства, государственного комитета, ведомства или другого вышестоящего органа) строятся на основе планового управления, соблюдения принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления на предприятии.

Все органы государственной власти и управления должны всемерно способствовать развитию хозяйственной самостоятельности, инициативы и социалистической предприимчивости предприятий и их трудовых коллективов.

Руководство предприятием осуществляется прежде всего экономическими методами на основе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов. Перечень устанавливаемых предприятию контрольных цифр, экономических нормативов и лимитов утверждается Советом Министров СССР. Вышестоящий орган не имеет права доводить до предприятий контрольные цифры, экономические нормативы и лимиты сверх утвержденного перечня. Состав государственного заказа утверждается Госпланом СССР и министерством (ведомством) СССР. По предприятиям, подведомственным республиканским министерствам и ведомствам, а также по товарам народного потребления и платным услугам (кроме государственных заказов Госплана СССР, министерств и ведомств СССР) состав государственного заказа утверждается Советом Министров союзной республики. Устанавливаемые предприятию исходные данные для планирования должны быть строго увязаны между собой.

Предприятие руководствуется требованиями единой технической политики, проводимой в отрасли министерством, ведомством, получает от него помощь в подготовке и переподготовке кадров, содействие в осуществлении внешних экономических связей.

Вышестоящий орган обязан всей своей деятельностью обеспечивать условия для эффективной работы предприятия, строго соблюдать права предприятия, содействовать их полной реализации, не вмешиваться в его оперативно-хозяйственную деятельность, а также информировать трудовой коллектив предприятия о своей деятельности.

Вышестоящий орган противодействует монопольным тенденциям отдельных предприятий, осуществляя в этих целях мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта продукции, пользующейся спросом у потребителей.

2. Предприятие по установленному нормативу отчисляет вышестоящему органу часть своей прибыли (дохода) для создания централизованных фондов и резервов. Вышестоящий орган может за счет этих фондов и резервов выделять предприятию средства на осуществление мероприятий, необходимых для развития отрасли.

3. Вышестоящий орган обязан осуществлять контроль за деятельностью предприятия, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится вышестоящим органом комплексно не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.

Министерство, ведомство, другой вышестоящий орган может давать предприятию указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания министерством, ведомством, другим вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства предприятие вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этим органом. Споры по вопросу возмещения убытков решаются государственным арбитражем.

4. Предприятие активно участвует в проводимой Советом народных депутатов в соответствии с законодательством работе по обеспечению комплексного экономического и социального развития территории, лучшего удовлетворения потребностей населения, а также в формировании местного бюджета по установленным нормативам.

Предприятие взаимодействует с Советом народных депутатов в своей работе по изысканию и приведению в действие резервов ускорения развития и повышения эффективности производства. Часть средств, сэкономленных предприятиями за счет осуществления организованных Советами мероприятий по использованию резервов роста производства и экономии ресурсов, передается в распоряжение Советов Министров союзных (без областного деления) и автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов для использования на экономическое и социальное развитие соответствующих территорий.

Предприятие согласовывает с соответствующим Советом Министров союзной (без областного деления), автономной республики, исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов технико-экономические обоснования и технико-экономические расчеты на строительство объектов, титульные списки строек по установленным показателям.

Местные Советы народных депутатов способствуют эффективной деятельности предприятий, находящихся на их территории, принимают меры к созданию благоприятного режима обслуживания их работников организациями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, здравоохранения, культуры, городским транспортом, а также удобного режима работы детских учреждений.

5. Выполнение предприятием не предусмотренных планом объемов работ или услуг по заданиям вышестоящего органа и решениям Совета народных депутатов осуществляется на основе хозяйственных договоров с возмещением затрат теми предприятиями и организациями, для которых они выполнены (кроме работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий).