Недействующий

О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (с изменениями на 31 декабря 1999 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 866)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 1997 года N 1259

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998-2005 ГОДЫ


ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития
Особой экономической зоны
в Калининградской области на 1998-2005 годы

 Наименование                   - Программы          

 Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы

 Основания для                  -
 разработки Программы      

статьи 1 и 21 Федерального закона "Об  Особой экономической зоне в Калининградской области"

 Государственный              -
 заказчик Программы

Министерство экономики Российской Федерации


 Основной  разработчик      - Программы

администрация Калининградской области

 Цели и задачи Программы -




























обеспечение политических и оборонных
интересов России в регионе;

укрепление единого экономического
пространства России;

развитие внешнеэкономических связей России;
развитие экономики Особой экономической  зоны
и  области  в  целом,  повышение уровня жизни
населения и достижение социально-политической
стабильности в области;

обеспечение экономической безопасности
области.

Исходя из необходимости достижения  указанных
целей, усилия федеральных и областных органов
государственной      власти      предлагается
сосредоточить  на  решении  следующих главных
задач:

развитие сети  инженерной  инфраструктуры   и
комплексов       жизнеобеспечения      Особой
экономической зоны и области в целом, включая
транспортный и природоохранный комплексы;

государственная поддержка        приоритетных
отраслей   и  объектов  экономического  роста
Особой экономической зоны;

структурная перестройка хозяйственного
комплекса Особой экономической зоны и области
в целом,  развитие нетрадиционных для региона
конкурентоспособных  отраслей  и производств,
включая импортозамещающие;

обеспечение полноценного     функционирования
размещенных  на  территории  области воинских
формирований и баз

 Срок и этапы  реализации  -
 Программы          























Федеральная целевая программа развития Особой экономической  зоны в Калининградской области рассчитана на 8-летний срок - 1998-2005 годы. Ее  реализацию  предполагается осуществлять в три этапа:

I. Подготовительный этап.     
Утверждение Программы Правительством
Российской   Федерации,   создание   дирекции
Программы,  разработка  нормативной  правовой
базы, отбор объектов экономического роста.     
Продолжительность этапа - 1-1,5 года.

II. Этап первоначальной реализации Программы.
Завершение создания      региональной       и
федеральной    нормативной   правовой   базы,
развертывание  работы  по  развитию  объектов
инфраструктуры,    первой   группы   объектов
экономического роста  и  локальных  свободных
экономических зон.     
Продолжительность этапа - 1,5-2 года.

III. Этап полномасштабной реализации Программы.     
Обеспечение устойчивого    роста    экономики
области  с  целью  вывода  ее из дотационного
состояния и превращение в донора федерального
бюджета.     
Продолжительность этапа  -  4,5-5,5  лет  (до
2005 года)

 Исполнители  основных     -
 мероприятий

федеральные органы исполнительной власти,
администрация Калининградской области,
предприятия и организации области

 Объемы и источники         -
 финансирования

(млрд. рублей, в ценах   
на 1 января 1997 г.)     

  1998-
  2005  
  годы  

    в том числе
    1998 год

                    

Всего                    

  14050,56

      3004,96

                    

     в том числе:             

федеральный бюджет,

в том числе     

  

 3416,7

 

   667,5

                    

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации

  891   

    309

                    

кредит за счет средств   
федерального бюджета     

3431,5  

 653,4

                    

областной бюджет      

 673,6  

   135,8

                    

собственные средства
предприятий

 568,3  

   199,1

                    

заемный капитал

2398,46

  332,36

                    

акционерный капитал      

  234,5

   80

                    

иностранные инвесторы    

 2783,7

   768,2

                    

иностранные кредиты      

 543,8  

   168,6

Ожидаемые результаты    - Программы          












создание в Особой экономической зоне благоприятного        делового климата, способствующего привлечению    инвестиций, повышению   конкурентоспособности   продукции местных предприятий и в конечном  итоге
росту промышленного  и сельскохозяйственного
производства и повышению благосостояния населения;

создание современной инфраструктуры, способствующей росту промышленного производства, обеспечению оборонных интересов России  и укреплению российского суверенитета на данной территории;

увеличение поступлений в бюджеты разных уровней,  превращение области из дотационного региона в регион-донор федерального бюджета

Организация  исполнения  - Программы и контроль за ее
 реализацией





для организации работы по выполнению Программы создается  дирекция  Программы  в составе администрации Калининградской области.

Администрация Калининградской области ежегодно представляет в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов  Российской Федерации доклад о ходе выполнения мероприятий     Программы и эффективности использования финансовых средств



Введение

Разработка Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа) предусмотрена статьями 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224). Требования Федерального закона обусловлены необходимостью обеспечения интересов Российской Федерации в данном регионе, положение которого является специфическим с геополитической, экономической и исторической точек зрения.

Программа подготовлена также с учетом Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области (одобрена Советом Безопасности Российской Федерации в октябре 1994 года), проекта федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2000 года (рассмотрен Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации 25 мая 1995 года), Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 года и дополнительных соглашений к нему, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

Она располагается в регионе, издавна являвшемся сферой национальных интересов России. Здесь находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий порт на Балтийском море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим путем, связывающим Россию и страны Западной Европы. На ее территории сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90 процентов мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение приобретает создаваемый на побережье Балтийского моря санаторно-курортный комплекс.

В Калининградской области размещены главные силы Балтийского флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в качестве средства военного сдерживания возрастает в условиях расширения блока НАТО.

Геополитическое положение области во многом определяет стратегические интересы России в регионе. Основными из них следует считать:

обеспечение суверенитета Российской Федерации на данной территории;

использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны;

ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами;

превращение области из дотационного региона в регион - донор федерального бюджета.

Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг нее не способствует реализации указанных интересов.

Экономические трудности, присущие всей стране, усугубляются обособленным положением региона, его серьезной зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Последнее время темпы падения промышленного производства были здесь в 3 раза выше общероссийских, а в целом за 1991-1996 годы оно сократилось более чем в 2,5 раза. Значительно уменьшился объем научно-технического потенциала области. В связи с практически полным прекращением государственного финансирования гидромелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Местные порты функционируют почти на половину своих мощностей, тогда как транзит российских внешнеторговых грузов в массовом порядке осуществляется через прибалтийские государства, принося им крупные валютные поступления. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды, что нарушает международные обязательства России. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. Обостряются и многие другие социальные проблемы. Область стала нуждаться в серьезной финансовой помощи из федеральных источников.

Одновременно за рубежом отмечается активизация определенных политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Им удалось провести ряд международных акций, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, в том числе через Конгресс США и Совет Европы. Эти силы спекулируют на истории региона, стремятся воспользоваться возникающим в результате социально-экономического кризиса общественным недовольством для культивирования сепаратистских настроений.

Из всего сказанного следует, что интересы России могут быть исчерпывающим образом реализованы лишь при условии стабилизации и достижения последующего роста объемов производства в области, обеспечения ее экономической и социальной безопасности.

Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решить указанные задачи при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данные документы создают определенные возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь делового климата.

В полном объеме механизм Особой экономической зоны включается в действие посредством принятия и исполнения предусмотренной указанным федеральным законом Программы.


2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

В связи со сложностью решаемой проблемы Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:

обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;

укрепление единого экономического пространства России;

развитие внешнеэкономических связей России;

обеспечение экономической безопасности региона;