МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 1997 года N 36
Об утверждении примерного положения о центре
социального обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов
_______________________________________________________
Документ не применяется в связи с отказом в госрегистрации
Министерством юстиции Российской Федерации
("Экономика и жизнь" N 23, июнь 1998 года)
_______________________________________________________
В целях реализации положений Федерального закона Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно приложению.
2. Рекомендовать руководителям органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации при разработке положений о территориальных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений социальной помощи на дому и срочной социальной помощи, действующих при районных (городских) отделах (управлениях) социальной защиты населения и домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учитывать Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное настоящим постановлением.
3. С введением в действие настоящего постановления признать утратившими силу:
3.2. Письмо Минсоцзащиты России от 30 августа 1993 года N 1-2441-18 "О примерном перечне и образцах документов для ведения делопроизводства в службах социальной помощи".
3.3. Указание Минсоцзащиты России от 24 марта 1993 года N 1-25-У "О введении в штаты учреждений социальной защиты населения должности специалиста по социальной работе".
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации Ю.Люблин
Приложение
к Постановлению Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 8 июля 1997 года N 36
Примерное положение
о центре социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов
1.1. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов* является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам**.
----------------
* Далее именуется - Центр.
** Далее именуются - граждане.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.
Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.
1.3. Центр организуется и содержится за счет:
- средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- средств местного бюджета;
- ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг;
- дополнительных внебюджетных поступлений, в т.ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги;
- доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов*.
----------------
* Далее именуется - Положение.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.
Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе.
Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Центр не подлежит приватизации и не может быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
1.6. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.
1.7. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения.
Штатное расписание Центра и его филиалов утверждаются директором Центра в пределах средств, выделение которых на эти цели предусмотрено соответствующими бюджетами, в соответствии с Примерным штатным расписанием Центра (Приложение N 1 к настоящему Положению).
Трудовые отношения между Центром и его работниками оформляются трудовым договором (контрактом). Работники Центра могут приниматься на работу с испытательным сроком.
Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится на основании действующей системы оплаты труда.
Директор Центра, исходя из производственной необходимости и по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Центра должности, не предусмотренные Примерным штатным расписанием Центра, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из средств местного бюджета на эти цели.
1.8. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются общим собранием (конференцией) коллектива работников Центра по представлению руководства Центра.
1.9. Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территории других государств.
Правом первоочередного принятия на обслуживание Центром пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в т.ч. из числа вынужденных переселенцев.
Труженики тыла пользуются правами внеочередного приема в отделения социального обслуживания на дому и преимущественного приема в другие структурные подразделения Центра.
1.10. Зачисление на обслуживание Центром осуществляется на основании:
- личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
- документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; справка об освобождении - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;
- акта материально-бытового обследования условий проживания;
- справки, свидетельства, удостоверения или другого документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
- справки, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Граждане, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также:
- справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
- справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах.
Документы могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке.
1.11. Социальные услуги, в т.ч. входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам Центром бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
1.12. Услуги, не входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными для данного региона тарифами на платные социальные услуги.
1.13. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам Центром, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального обслуживания населения, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.14. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается руководством Центра на основании представленных гражданами или их законными представителями документов, указанных в п.1.10 настоящего Положения, с учетом размера прожиточного минимума, установленного для данного региона, и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 473.
1.15. При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты Центр в лице его директора обязан заключать с гражданами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.
Заключение, изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
1.16. Условия оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматриваются руководством Центра при изменении размеров пенсий граждан, надбавок к пенсиям, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают, прожиточного минимума в данном регионе, а также других обстоятельствах, влияющих на условиях предоставления социальных услуг, но не реже одного раза в год.
1.17. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда работников Центра в размере, определяемом соответствующим органом социальном защиты населения, в ведении которого находится указанный Центр, сверх бюджетных ассигнований.
1.18. При Центре может создаваться общественный (попечительский) совет из представителей органа социальной защиты населения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, общественных, в т.ч. ветеранских, благотворительных, религиозных и иных организаций и объединений, действующий в соответствии с положением об указанном совете, утверждаемым соответствующим органом социальной защиты населения.
Основными задачами деятельности Центра являются:
2.1. Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром.
2.2. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) и религиозными организациями и объединениями.
2.3. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.
2.4. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию.
2.5. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.
2.6. Трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации.
2.7. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий региона.
2.8. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.
2.9. Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.