В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, остается нерешенным большой комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.
Многие медицинские учреждения не оснащены современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Недостаточно развита сеть учреждений восстановительного лечения. Требует совершенствования система обучения детей с отклонениями в развитии.
До настоящего времени не создана необходимая консультативная служба, где родители могли бы получать рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии, отсутствует специальная методическая литература по оказанию помощи этим детям, семье, педагогам, не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями. Не организован совместный отдых детей с родителями.
Дети-инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях, облегчающих их самообслуживание и жизненную адаптацию.