Недействующий

О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы (с изменениями на 21 сентября 2000 года) (фактически утратило силу)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 1997 года N 1090

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
на 1997-1999 годы

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей программы продлен на 2000 год - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1065.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 706.

____________________________________________________________________

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы


Наименование Программы       - федеральная целевая       программа
                               "Старшее  поколение"  на  1997-1999
                               годы

Наименование, номер и дата   - Указ Президента          Российской
принятия                       Федерации от 13 июня 1996 г.  N 883
решения о разработке           "О  федеральной  целевой  программе
Программы                      "Старшее  поколение"  на  1997-1999
                               годы"

Государственный заказчик и   - Министерство труда  и   социального
основной                       развития Российской Федерации
разработчик Программы

Цель Программы, важнейшие    - формирование       организационных,
целевые показатели             правовых,   социально-экономических
                               условий для  осуществления  мер  по
                               улучшению     положения     граждан
                               старшего  поколения   и   повышению
                               степени их социальной защищенности;
                               смягчение   социально-экономических
                               последствий   переходного   периода
                               экономики  для   граждан   старшего
                               поколения;  улучшение  "социального
                               самочувствия"   граждан    старшего
                               поколения;    активизация   участия
                               граждан в добровольной деятельности
                               по   решению   социальных   проблем
                               пожилых людей

Сроки реализации Программы   - 1997-1999 годы

Основные мероприятия         - мероприятия, направленные        на
Программы                      комплексное     решение    вопросов
                               усиления  социальной   защищенности
                               граждан      старшего     поколения
                               (обеспечение    правовой    защиты;
                               совершенствование  охраны здоровья;
                               поддержание   жизнеспособности    и
                               активности;  повышение материальной
                               обеспеченности;  оптимизация  среды
                               жизнедеятельности;   предоставление
                               помощи и услуг с учетом  возрастных
                               особенностей  и состояния здоровья;
                               создание благоприятных условий  для
                               реализации        интеллектуальных,
                               культурных      потребностей      и
                               личностного  потенциала  в  пожилом
                               возрасте); мероприятия по улучшению
                               условий            функционирования
                               государственных  систем  и   служб,
                               осуществляющих    деятельность    в
                               интересах       пожилых       людей
                               (научно-методологическое
                               обеспечение,   проведение   научных
                               исследований,     совершенствование
                               статистической базы, информатизация
                               проблем     старения     населения,
                               кадровое       обеспечение        и
                               информационная деятельность)

Основные исполнители         - Министерство труда и социального
Программы                      развития Российской Федерации
                               Министерство экономики Российской
                               Федерации
                               Министерство финансов Российской
                               Федерации
                               Министерство здравоохранения
                               Российской Федерации
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по жилищной и строительной
                               политике
                               Министерство общего и
                               профессионального образования
                               Российской Федерации
                               Министерство внутренних дел
                               Российской Федерации
                               Министерство иностранных дел
                               Российской Федерации
                               Министерство культуры Российской
                               Федерации
                               Министерство Российской Федерации по
                               сотрудничеству с государствами -
                               участниками Содружества
                               Независимых Государств
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по вопросам развития
                               Севера
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по стандартизации,
                               метрологии и сертификации
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по статистике
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по физической культуре и
                               туризму
                               Федеральная миграционная служба
                               России
                               Государственный комитет Российской
                               Федерации по кинематографии
                               Инспекция негосударственных
                               пенсионных фондов
                               Российская академия медицинских наук
                               открытое акционерное общество
                               "Росгосстрах"

Объемы и источники           - 848,465 млрд.  рублей на  1998-1999
финансирования                 годы    из   средств   федерального
                               бюджета  (в   ценах   1996   года).
                               Средства,       выделяемые       из
                               федерального  бюджета   федеральным
                               органам  исполнительной  власти  на
                               текущее  финансирование.   Средства
                               бюджетов    субъектов    Российской
                               Федерации (по согласованию)

Ожидаемые конечные           - дальнейшее продвижение   к    более
результаты                     полному обеспечению конституционных
реализации Программы           гарантий и удовлетворению  жизненно
                               важных     потребностей     граждан
                               старшего    поколения;    улучшение
                               положения      граждан     старшего
                               поколения  с   учетом   современной
                               демографической                   и
                               социально-экономической   ситуации;
                               развитие социальной инфраструктуры,
                               обеспечивающей       предоставление
                               помощи  и  услуг гражданам старшего
                               поколения;   укрепление   механизма
                               межотраслевого   взаимодействия  по
                               разрешению    социальных    проблем
                               старшего  поколения;  осуществление
                               подготовки    к    проведению     в
                               Российской Федерации Международного
                               года пожилых людей (1999 год)

Организация контроля за      - контроль за  реализацией  Программы
исполнением                    осуществляют  Министерство  труда и
Программы                      социального   развития   Российской
                               Федерации,  Министерство  экономики
                               Российской Федерации,  Министерство
                               финансов    Российской   Федерации,
                               Министерство  науки  и   технологий
                               Российской  Федерации  совместно  с
                               другими    федеральными    органами
                               исполнительной   власти,   органами
                               исполнительной   власти   субъектов
                               Российской Федерации, организациями
                               в   порядке,   установленном    для
                               контроля за реализацией федеральных
                               целевых программ

Введение

Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".

Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принципы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.

Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных. Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников преобразований. Так как пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.

Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы (далее именуется - Программа) подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы".

Программа разработана Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Учтены предложения субъектов Российской Федерации.

Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 11,8 процента, 1970 год - 15,3, 1979 год - 16,3, 1989 год - 18,5, 1996 год - 20,5 процента. В городах этот показатель достигает 19,4 процента, а на селе - 23,3 процента.

В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Более чем в 6 раз увеличилось число людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.

В 1995 году отмечена высокая демографическая нагрузка: на 100 человек трудоспособного возраста приходится 75 нетрудоспособных по возрасту, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 35,9. В 1959 году в демографической нагрузке (71,3) люди пенсионного возраста составляли 20,2.

Доля граждан старшего поколения колеблется в широком диапазоне по регионам России. Факторы, способствовавшие старению населения, особенно проявились в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы). В меньшей степени этими процессами были затронуты Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Ряд регионов России, отнесенных к неблагополучным по социально-экономическому положению, входит в состав экономических районов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой.

В 36 регионах России доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация наблюдается в тех регионах, где этот показатель составляет от 25 до 27,1 процента (Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Воронежская области).

Выше средней величины доля пожилых людей в составе сельского населения отмечается в 32 регионах страны. В ряде территорий показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного достигает максимальных значений - от 294 до 357 на 1000 человек (Смоленская, Тульская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курская, Рязанская области, Республика Мордовия).

Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время российские женщины в городах живут дольше мужчин на 13,3 года, а сельские - на 13,8 года. В некоторых областях Центрального района (Владимирская, Рязанская, Тульская, Ярославская области) разница превышает 16 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.

У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.

Главным источником дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. В 1996 году в целом по России средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".

Соотношение среднедушевых доходов домохозяйств пенсионеров и величины прожиточного минимума в 1996 году составило 169,6 процента (1990 год - 272 процента, 1994 год - 146 процентов). Заметно возрос среднедушевой денежный расход домохозяйств пенсионеров (IV квартал 1995 г. - 262,9 тыс. рублей в месяц, IV квартал 1996 г. 422,6 тыс. рублей в месяц).

Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.