ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 29 августа 1997 года N 510
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 июля 1999 года на основании
указания Банка России от 7 июля 1999 года N 603-У
____________________________________________________________________
Указания о порядке организации внутреннего контроля
в кредитных организациях - участниках финансовых рынков
С целью обеспечения контроля за соблюдением сотрудниками кредитных организаций - участников финансовых рынков требований действующего законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках и требований настоящих указаний в кредитных организациях - участниках финансовых рынков (далее - кредитные организации) устанавливаются требования к регламентации операций кредитных организаций на финансовых рынках, осуществляемых сотрудниками кредитных организаций в рамках своих должностных обязанностей. Под финансовыми рынками, если не оговорено особо, понимаются рынки ценных бумаг, банковских услуг и производных финансовых инструментов.
1. Управление информационными потоками
1.1. Настоящими Указаниями устанавливаются общие правила обращения и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций кредитной организации на финансовом рынке с целью предотвращения конфликтов интересов, которые могут возникнуть при этом.
1.2. Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованных в проведении, оформлении и учете операций кредитной организации на финансовом рынке, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для заключения сделок третьими лицами.
Для целей настоящих указаний служебной информацией признается любая информация, имеющаяся в распоряжении кредитной организации, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения о кредитной организации и выпущенных ею ценных бумагах, а также информация об операциях кредитной организации и ее клиентов на финансовых рынках, которая ставит лиц, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с клиентом, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами финансового рынка.
За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Конфликт интересов при проведении кредитной организацией операций на финансовом рынке может возникнуть между кредитной организацией, ее сотрудниками, клиентами и другими лицами.
При разрешении конфликта интересов кредитная организация должна соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации над своими собственными интересами и интересами своих сотрудников.
1.4. Каждый сотрудник кредитной организации при осуществлении операций кредитной организации на финансовом рынке обязан:
- ставить интересы клиентов кредитной организации и самой кредитной организации выше собственных и избегать заключения любых сделок, в совершении которых он может быть признан заинтересованным лицом, которые могут отрицательно повлиять на интересы клиентов или самой кредитной организации;
- доводить до сведения своего непосредственного руководства и службы внутреннего контроля информацию:
- о юридических лицах, в которых он владеет самостоятельно или в группе лиц 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в органах управления которых он занимает должности;
- об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным лицом.
Сотрудникам кредитной организации запрещается без разрешения службы внутреннего контроля выполнять в течение рабочего дня операции на финансовых рынках в своих интересах и за свой счет, т.е. операции, не входящие в круг их служебных обязанностей.
Руководство соответствующих подразделений кредитной организации совместно со службой внутреннего контроля обеспечивает контроль за соблюдением сотрудниками указанных требований и в случае выявления нарушений принимает меры для защиты интересов клиентов кредитной организации и наказания нарушителей.
1.5. Кредитная организация с целью предотвращения конфликта интересов обязана обеспечить защиту от несанкционированного распространения между своими внутренними подразделениями служебной и конфиденциальной информации. С этой целью руководителем кредитной организации по представлению руководителя службы внутреннего контроля устанавливаются правила ограничения обмена служебной информацией между подразделениями кредитной организации. Рекомендуются следующие меры по реализации требования ограничения обмена служебной информацией между подразделениями кредитной организации:
- письменное обязательство сотрудников кредитной организации о неразглашении конфиденциальной информации;
- организационно-техническое разделение соответствующих подразделений (в частности, закрытие доступа в компьютерные сети смежным подразделениям);
- создание системы ограничения доступа к информации различного уровня для каждого сотрудника кредитной организации;
- обособленное подчинение функциональных подразделений кредитной организации (подразделений, выполняющих операции на финансовых рынках, проводящих оформление и учет указанных операций);
- территориальная изоляция сотрудников и документов.
Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно со службой внутреннего контроля должны обеспечить контроль за соблюдением правил разграничения информационных потоков всеми сотрудниками кредитной организации, задействованными в операциях на финансовых рынках.
Передача служебной информации между подразделениями кредитной организации допускается только при наличии необходимости и в установленном порядке - с разрешения руководства подразделения и руководителя службы внутреннего контроля и должна фиксироваться документально.
Факты привлечения сотрудников одного подразделения кредитной организации для временной работы в другом подразделении фиксируются документально с указанием:
- фамилии, имени и отчества привлекаемого сотрудника;
- продолжительности его пребывания в указанном подразделении;
- оснований для пребывания;
- перечня установленных для него ограничений.
Привлекаемые сотрудники обязаны соблюдать конфиденциальность полученной информации.
1.6. Кредитная организация и ее сотрудники обязаны соблюдать требования к рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Кредитной организации запрещается:
- указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке/продаже либо другим сделкам с ними и условия этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
- указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
- использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
Нарушением признается действие, совершенное в такой форме, которая способствует созданию неправильного или вводящего в заблуждение представления о рыночной ситуации, ценах и условиях инвестиционных операций, и имеющее целью склонить другого участника рынка ценных бумаг к принятию конкретного инвестиционного решения.
В целях организации контроля за соблюдением данного требования все рекламные объявления и публикации кредитной организации, касающиеся деятельности на финансовых рынках, подлежат согласованию со службой внутреннего контроля.
2. Предотвращение манипулирования ценами
2.1. Манипулированием ценами для целей настоящих Указаний признаются действия любого участника рынка ценных бумаг (группы участников), направленные на изменение курсовой цены фондового инструмента, что может привести к дестабилизации рынка ценных бумаг, в частности:
- одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг на организованном рынке по ценам, явно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды;
- сговор двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупке/продаже на организованном рынке ценных бумаг по ценам, явно отличным от рыночных;
- совершение разовой купли/продажи крупных пакетов ценных бумаг на организованном рынке без предварительного согласования с агентом по данному инструменту плана совершения операции, предотвращающего возможную дестабилизацию рынка, и получения соответствующего разрешения;
- другие случаи целенаправленного воздействия на курсовую стоимость фондового инструмента с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды.
2.2. Кредитная организация не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.
За нарушение указанного требования кредитная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за выполнением данного требования ведется руководством соответствующих подразделений и службой внутреннего контроля кредитной организации.
3. Взаимоотношения с клиентами
3.1. При осуществлении операций на финансовых рынках кредитная организация обязана строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента исключительно в его интересах.
Для реализации данного требования сотрудники кредитной организации обязаны:
- вести операции в интересах своих клиентов с требуемым профессионализмом, тщательностью и добросовестностью и обеспечить выполнение поручений клиента наилучшим возможным образом;
- при разрешении конфликта интересов соблюдать приоритет интересов клиента над интересами кредитной организации и своими собственными интересами;
- доводить до сведения клиента требуемую информацию в той мере, в какой она необходима для соблюдения его интересов;
- отказываться от приема поручений на покупку ценных бумаг, если нет уверенности в том, что клиент может оплатить сделку;
- отказываться от приема поручений на продажу ценных бумаг, если отсутствует гарантия того, что клиент обладает данными ценными бумагами или сможет предоставить их в распоряжение кредитной организации в течение оговоренного срока;
- отказываться от приема поручений на покупку или продажу ценных бумаг, если сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать о манипулировании ценами;
- отказываться от приема поручений на покупку или продажу ценных бумаг, если сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства или иное имущество клиента кредитной организации, вовлеченные в операцию, были получены незаконным путем;
- при получении от клиента доверенности на совершение от его имени серии операций с ценными бумагами или об управлении активами клиента действовать строго в рамках полномочий, оговоренных в доверенности, в которой должны быть определены все условия взаимоотношений клиента и кредитной организации.
3.2. С целью выполнения поручений клиентов наилучшим возможным образом кредитная организация осуществляет:
- выполнение поручений клиентов в возможно короткие сроки и по наилучшей возможной цене;
- взимание согласованной с клиентом комиссии, размер и условия выплаты которой должны быть для клиента полностью раскрыты;
- исполнение сделок, по которым не выплачивается комиссия, и приказов клиентов за свой счет по ценам, в разумной мере связанным с рыночными ценами (особенно при проведении операций на внебиржевом рынке);
- раскрытие клиенту содержания предстоящих операций, преследуемых при этом целей, а также информацию о колебаниях цен по сделке на финансовых рынках.
Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованные в проведении, оформлении и учете операций кредитной организации на финансовых рынках, должны вести учет по каждой сделке в объеме, достаточном для подтверждения клиенту выполнения сделки наилучшим возможным образом.
В случае наличия у кредитной организации или ее сотрудника, проводящего операции для клиента, интереса, препятствующего осуществлению поручения на наиболее выгодных для клиента условиях, кредитная организация обязана уведомить клиента о конфликте интересов.
В случае возникновения при выполнении операций для клиента конфликта интересов между кредитной организацией и ее клиентом по поводу существенных условий сделки, не оговоренных в договоре, кредитная организация должна считать интересы клиента приоритетными.
3.3. Сотрудники кредитной организации при осуществлении операций на финансовых рынках для клиентов кредитной организации до начала совершения сделки обязаны полностью проинформировать клиента об известных им возможностях возникновения любого риска, обеспечив уверенность кредитной организации в том, что клиент понимает сущность и условия намечаемой сделки и осведомлен о связанном с ней риске.
Рекомендации сотрудников кредитной организации клиенту по вопросам, касающимся операций на финансовом рынке, должны быть основаны на адекватном анализе имеющейся информации по данному рынку. Однако сотрудники кредитной организации не обязаны предоставлять дополнительную информацию и консультировать клиентов по делам, выходящим за рамки договора с клиентом.
Сотрудникам кредитной организации запрещается:
- давать клиентам рекомендации по операциям на финансовых рынках с целью создания благоприятных условий для осуществления операций в интересах кредитной организации либо в своих собственных интересах, если они не согласуются с интересами клиентов кредитной организации либо противоречат требованиям действующего законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;
- заключать сделки за собственный счет на основе сведений, получаемых из клиентских поручений, могущие нанести урон клиентам.
3.4. При проведении операций на финансовых рынках сотрудники кредитной организации должны соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении кредитной организацией деятельности брокера и дилера.
Служащим, располагающим информацией о содержании поручений клиентов, запрещается проводить торговые операции за собственный счет с опережением выполнения таких поручений, за исключением случаев, когда данная операция (сделка) необходима в целях облегчения выполнения поручения клиента и не противоречит обязательствам кредитной организации по выполнению поручения клиента на наилучших условиях.
Кредитная организация должна обеспечить равноправный подход к поручениям клиентов. Поручения клиентов исполняются в порядке их поступления.
3.5. Кредитная организация должна своевременно и в полном объеме в соответствии с договором после совершения операций (сделок) или по истечении времени действия поручений сообщать клиенту о факте заключения или невозможности заключения сделок и их результатах.
3.6. Кредитная организация для защиты интересов клиентов должна обеспечить, чтобы финансовые обязательства по сделкам были определены в письменном виде договором, отражающим точное соглашение сторон. Копия договора должна предоставляться каждой из сторон, участвующих в договоре.
Договор должен в том числе содержать следующие обязательные положения: