ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ

ПИСЬМО

от 27 декабря 1996 года N 6-1/254


[Дополнительная информация по вопросам
переоценки основных фондов]

В электронной почте NN 6-1/248 и 6-1/249 от 19.12.96 территориальным комитетам по статистике были сообщены индексы пересчета стоимости основных фондов и информация по намечаемому порядку реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1442 "О переоценке основных фондов". Дополнительно сообщается следующее:

1. Порядок отражения в отчетности итогов переоценки на 01.01.97 будет сообщен позднее. Об отражении в форме статистического наблюдения не принятых ранее изменений результатов переоценки основных фондов на 01.01.96, ставших результатом проведения предприятиями прямого пересчета стоимости фондов вместо проведенной переоценки по индексам Госкомстата России, в соответствии со второй частью п.5 Постановления Правительства России от 7 декабря 1996 года N 1442, сообщалось в предыдущей электронной почте. Аналогичные изменения по оборудованию, предназначенному к установке, и объектам, не завершенных строительством, должны отражаться в форме N 11 за 1996 год, в графе 5 раздела VI соответственно по строкам 403 и 404.

2. В случае, если оценщиками в 1996 году проведена оценка основных фондов по состоянию на произвольную дату (т.е. был проведен прямой пересчет по ценам, существовавшим не на 01.01.96 или 01.01.97, а на другую дату), предприятиям рекомендуется воспользоваться порядком внесения изменений в итоги предыдущей переоценки, вытекающим из второй части п.5 Постановления Правительства N 1442, без дополнительного пересчета в цены на начало или конец года.

3. По предварительным данным, в бухгалтерском учете Минфином России предполагается измененные (в соответствии со 2-й частью п.5 Постановления Правительства N 1442) итоги проведенной на 01.01.96 переоценки основных фондов, оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством, отражать в бухгалтерском балансе за I квартал 1997 года, в графе на начало квартала, а итоги переоценки на 01.01.97 года (в соответствии с 1-й частью п.5 Постановления N 1442) - в бухгалтерском балансе за I квартал 1998 года, также в графе на начало квартала. Окончательное решение по данному вопросу будет принято Минфином России в ближайшее время, о чем территориальные комитеты по статистике будут поставлены в известность.

4. Уточнения итогов переоценки, проведенной по состоянию на 01.01.96, должны быть учтены в балансе основных фондов по России и регионам за 1997 год, на начало года (в балансе за 1996 год они не учитываются). Расчеты наличия основных фондов на начало 1997 года в ценах 01.01.97 могут быть дополнительно (без включения в баланс) произведены территориальными комитетами по статистике по заказу местных органов власти в порядке статистической (не основанной на данных предприятий) переоценки за счет заказчика.

5. В э/п N 6-1/248 от 19.12.96 данные в файле INDCEN 3.XLS (приложение 4) в графе 1 (к предыдущему месяцу), графе 2 (к декабрю 1995 года), графе 3 (год расчетный) и данные в файле INDCEN 4.XLS (приложение 3) в графе 2 (к предыдущему месяцу), графе 3 (к декабрю 1995 года) и графе 4 (год расчетный) даны не для доведения до предприятий, а для сведения самих территориальных комитетов по статистике, для учебных целей и т.д. Они отражают предварительный этап расчета величины индексов пересчета стоимости основных фондов на основе индексов цен производителей на машиностроительную продукцию за 10 месяцев 1996 года (октябрь 1996 года к декабрю 1995 года) и за октябрь 1996 года (октябрь 1996 года к сентябрю 1996 года). В расчете индекса за 1996 год изменение цен за ноябрь и декабрь принято равным изменению цен за октябрь, поскольку данных за два последних месяца года к моменту подготовки индексов не имелось.

6. Рекомендации по ведению перечня оценщиков и их аккредитации в настоящее время разрабатываются и будут высланы позднее.

7. Территориальным комитетам по статистике следует наметить и провести семинары по переоценке основных фондов для предприятий и организаций и оценщиков. Они могут проводиться комитетами самостоятельно или совместно с организациями оценщиков. В настоящее время Госкомстат России намерен заключить соглашения о сотрудничестве, в том числе по вопросам проведения семинаров, с Федеральным Фондом Оценки, ООО "Экспертиза собственности", Российским Обществом Оценщиков, Московским государственным университетом экономики, статистики и информации, Центральным межведомственным институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства (ЦМИПКС) при Московском государственном строительном университете. (С "Экспертизой собственности" и РОО уже достигнута предварительная договоренность о проведении серии семинаров в регионах.) Крайне желательна организация выступлений на этих семинарах специалистов территориального комитета по статистике.

Тематика семинаров может быть следующей:

1. Понятие об основных фондах как составной части национального богатства. Общие принципы учета основных фондов. Балансы основных фондов. Полная и остаточная балансовая стоимость.

2. Цели переоценки. Понятия полной и остаточной восстановительной стоимости. Принцип неуточнения степени износа при переоценке (сохранения процента износа, существовавшего по данным бухгалтерского учета до переоценки).

3. Опыт проведения переоценок, особенности их проведения в условиях становления рыночной экономики и высоких темпов инфляции.

4. Постановление Правительства России от 7 декабря 1996 года N 1442 "О переоценке основных фондов". Особенности предстоящей переоценки. Период проведения переоценки. Дата, по состоянию на которую определяется полная восстановительная стоимость. Порядок внесения изменений в итоги прошлой переоценки.

5. Три метода проведения переоценок - индексный, путем прямой оценки с соответствующим документальным подтверждением, комбинированный. Два способа документального подтверждения получаемой полной восстановительной стоимости - с помощью справок от предприятий-производителей и торгующих организаций, прайс-листов, публикаций и т.д., содержащих информацию о ценах на конкретные новые объекты на дату переоценки, и с помощью экспертных заключений оценщиков.

6. Совершенствование индексного метода при переоценке на 01.01.97. Дифференцированная система индексов изменения стоимости основных фондов, оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством.

7. Методологические принципы статистического наблюдения за индексами цен производителей промышленной продукции (ИЦП). Индексы цен на машиностроительную продукцию, продукцию промышленности стройматериалов, капитальные вложения (в т.ч. строительно-монтажные работы и оборудование) как основа для расчета индексов изменения стоимости основных фондов.

8. Состав основных фондов. Отражение наличия и структуры основных фондов в форме N 11 и основы их анализа. Классификатор основных фондов и его использование при переоценке.

9. Отражение движения основных фондов (поступления, ввода, выбытия, ликвидации), износа и остаточной стоимости основных фондов в форме N 11. Коэффициенты обновления, ликвидации, степень износа и степень годности, темпы роста основных фондов, основы анализа этих показателей.

10. Документы, используемые для подтверждения полной восстановительной стоимости основных фондов при прямом пересчете их стоимости. Обследование цен на основные фонды, проводимое Госкомстатом России. Форма N 1-ОБТ. Возможное использование материалов обследования.

11. Задачи, решаемые организациями оценщиков. Методы оценки основных фондов (затратный, доходный, сравнения продаж). Роль оценщиков в проведении переоценки, задача определения ими при этом полной восстановительной стоимости на основе затратного метода. Применение метода замещения (на основе сравнения основных технико-эксплуатационных характеристик) для оценки тех машин, оборудования, транспортных средств, которые уже сняты с производства. Принцип неучастия оценщиков в определении износа и остаточной стоимости основных фондов (с привлечением оценщиков).

12. Необходимость привлечения независимых (не связанных с предприятием, основные фонды которого оцениваются) экспертов-оценщиков. Договор между предприятием (заказчиком) и оценщиком. Бухгалтерский учет затрат, связанных с оплатой труда оценщиков (с привлечением оценщиков).

13. Порядок заполнения разработочной таблицы. Конкретный пример переоценки индексным методом. Порядок составления отчета.

14. Заполнение формы N 11 за 1996 год.

15. Порядок отражения результатов переоценки в документах бухгалтерской отчетности (с привлечением специалистов по бухгалтерскому учету).

16. Методы проверки территориальными комитетами по статистике заключений об оценке и бухгалтерских балансов. Использование при этом методов арифметического и логического контроля; данных комитета статистики об индексах цен на капиталовложения в данном регионе; данных формы N 1-ОБТ и материалов, подготовленных Госкомстатом России на основе этих данных, материалов КО-ИНВЕСТА и региональных центров по ценообразованию Минстроя России и др.

17. Статистическая переоценка. Расчеты наличия и движения основных фондов в среднегодовых и сопоставимых ценах.

18. Вопросы статистического учета износа и амортизации. Амортизационная политика. Применение ускоренной и замедленной амортизации. Задача совершенствования норм и методов начисления амортизации.

19. Влияние переоценки основных фондов и применения ускоренной и замедленной амортизации на налогооблагаемую базу по налогам на имущество, на прибыль и др. (по возможности - с привлечением специалистов по налогам).

20. Роль системы Госкомстата при переоценке на 01.01.97. Оказание территориальными комитетами по статистике платных услуг по переоценке, в том числе:

а) экспертиза методологических материалов организаций оценщиков на соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1442 и указаниям Госкомстата России и Минфина России;

б) разработка пакетов документов, нормативных материалов и практических рекомендаций предприятиям и оценщикам по проведению переоценки, предназначенных для реализации на договорной основе;

в) подготовка и развитие информационной базы по ценам на объекты основных фондов;

г) проведение платных консультаций по переоценке, использованию индексного метода и метода прямой оценки основных фондов, документальному подтверждению цен при использовании метода прямой оценки, заполнению форм статистического наблюдения по основным фондам, контролю правильности заполнения этих форм;

д) экспертиза заключений оценщиков по заявкам самих оценщиков; предприятий, проводящих переоценку; налоговой инспекции;

е) ведение перечней оценщиков и их аккредитация.

Более подробные рекомендации по оказанию услуг по переоценке территориальными комитетами по статистике на договорной основе будут даны позднее.

Выбор конкретных тем из настоящего списка зависит от возможностей лекторов, продолжительности проводимых семинаров и состава предполагаемой аудитории (бухгалтера предприятий; оценщики, имеющие базовое образование по оценке; лица, желающие впоследствии стать оценщиками, но имеющие только общеэкономическое образование или не имеющие даже такового; работники органов статистики). Для наиболее подготовленных групп слушателей общетеоретические или другие известные им сведения могут быть опущены или даны в сокращенном виде.

Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по статистике

В.Л.Соколин




Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»