Объемы и источники финансирования подпрограммы
Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | ||||
инвестиционный кредит | |||||
безвозвратная основа | |||||
1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
235657,5 | 56415,0 | 65892,5 | 45875,0 | 67475,0 | |
Республиканский бюджет | - | - | - | - | - |
121558,5 | 25015,0 | 34193,5 | 14175,0 | 48175,0 | |
ИТОГО | 357216,0 | 81430,0 | 100086,0 | 60050,0 | 115650,0 |
Образование в современных условиях относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритет образования. В статье 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление.
Аналогичное определение приоритетности государственной политики в области народного образования закреплено в Законе Удмуртской Республики "О народном образовании".
Уровень образования выступает одним из главных показателей благосостояния народа. Сам же уровень благосостояния отражается с помощью индекса развития человека и характеризуется тремя основными показателями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.
Общий кризис социально-экономической системы в стране не миновал и сферу народного образования в Удмуртской Республике. Переход экономики к рынку особенно обострил кризис образования. В настоящее время критическое состояние народного образования связано со многими обстоятельствами. Это прежде всего резкое сокращение государственных ассигнований.
Доля расходов на образование в расходах
региональных бюджетов России в процентах
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | |
Удмуртская Республика | 23,9 | 19,6 | 18,6 | 18,3 |
Республика Башкортостан | 17,7 | 19,8 | 22,9 | |
Пермская область | 22,6 | 23,1 | 23,2 | |
Свердловская область | 22,8 | 22,5 | 25,1 | |
Челябинская область | 19,3 | 24,0 | 23,3 | |
Уральский регион | 20,9 | 22,5 | 23,5 | |
Республика Марий Эл | 24,5 | 24,8 | 25,0 | |
Чувашская Республика | 24,7 | 23,8 | 24,2 | |
Кировская область | 20,7 | 22,3 | 24,3 |
Размеры бюджетных поступлений настолько ограничены, что их не хватает на выдачу заработной платы, стипендий, питание в детских дошкольных учреждениях, не говоря уже о школах.
Общая задолженность учреждениям образования на 1 апреля 1996 года составила 216,1 млрд.рублей, в том числе по зарплате - 19,3 млрд.рублей; по начислениям на зарплату - 54,5 млрд.рублей; по хозяйственным расходам - 68,6 млрд.рублей; по выплате малообеспеченным семьям - 11,2 млрд.рублей.
Современное состояние материальной базы школ и других образовательных учреждений внушает тревогу.
Наблюдается тенденция к существенному сокращению количества ученических мест в школах: в 1990 году было введено школ на 8854 места, в 1993 году - 7443 места, в 1994 году - 3972 места, в 1995 году - 3902 места. Из-за недостатка школьных помещений в городах Республики почти четвертая часть учащихся вынуждена заниматься во вторую и третью смены. На одного школьника в 1990 году приходилось оборудования на 52 рубля, на сегодня эти расходы в бюджете практически отсутствуют. В такой ситуации мел, доска и тряпка остаются главными элементами материально-технического обеспечения учебного процесса.
Необходимо отметить, что 48 процентов школ построено 20-30 и более лет назад, поэтому большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Темпы и количество ремонтируемых учреждений остаются крайне низкими. Так в 1992 году капитальный ремонт произведен в 20 школах, в 1993 году - в 35, в 1994 году - в 15, в 1995 году - в 8 школах.
391 школа расположена в приспособленных помещениях, в технически неудовлетворительном состоянии находятся 77 школ и 57 детских дошкольных учреждений, требуют капитального ремонта 317 школ и 323 детских дошкольных учреждения, подлежат сносу 10 школ.
В связи с этим надо полностью отказаться от мифа об эффективности развития образования на коммерческих началах.
Низкая зарплата и бедственное положение педагогов, преподавателей, студентов - лишь одно из проявлений того, что образование не обеспечивает достойного жизненного уровня, не гарантирует стабильной работы, не создает престижа в обществе. Достаточно привести на этот счет лишь несколько конкретных примеров.
Средняя зарплата работающих в отрасли
по состоянию на 1 декабря 1995 года
По Удмуртской | По Российской | |
В целом по: |
|
|
промышленности | 443,4 | 682,5 |
образованию | 357,6 | 472,9 |
здравоохранению | 376,2 | 516,8 |
культуре | 344,9 | 412,6 |
У большинства педагогических работников, не говоря уже об учебно-воспитательном и обслуживающем персонале, зарплата оказалась ниже стоимости потребительской корзины. Выделение квартир за счет государства и строительство их практически прекращены.
Строительство жилья для работников народного образования
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
|
|
|
|
|