Недействующий

О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Таблица 13.1

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Источники
финансирования

Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года,
млн.рублей

инвестиционный кредит

безвозвратная основа


1997-
2000 гг.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Федеральный бюджет

-

-

-

-

-


235657,5

56415,0

65892,5

45875,0

67475,0

Республиканский бюджет

-

-

-

-

-


121558,5

25015,0

34193,5

14175,0

48175,0

ИТОГО

357216,0

81430,0

100086,0

60050,0

115650,0


Образование в современных условиях относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритет образования. В статье 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление.

Аналогичное определение приоритетности государственной политики в области народного образования закреплено в Законе Удмуртской Республики "О народном образовании".

Уровень образования выступает одним из главных показателей благосостояния народа. Сам же уровень благосостояния отражается с помощью индекса развития человека и характеризуется тремя основными показателями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Общий кризис социально-экономической системы в стране не миновал и сферу народного образования в Удмуртской Республике. Переход экономики к рынку особенно обострил кризис образования. В настоящее время критическое состояние народного образования связано со многими обстоятельствами. Это прежде всего резкое сокращение государственных ассигнований.

Доля расходов на образование в расходах
региональных бюджетов России в процентах


1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Удмуртская Республика

23,9

19,6

18,6

18,3

Республика Башкортостан

17,7

19,8

22,9

Пермская область

22,6

23,1

23,2

Свердловская область

22,8

22,5

25,1

Челябинская область

19,3

24,0

23,3

Уральский регион

20,9

22,5

23,5

Республика Марий Эл

24,5

24,8

25,0

Чувашская Республика

24,7

23,8

24,2

Кировская область

20,7

22,3

24,3


Размеры бюджетных поступлений настолько ограничены, что их не хватает на выдачу заработной платы, стипендий, питание в детских дошкольных учреждениях, не говоря уже о школах.

Общая задолженность учреждениям образования на 1 апреля 1996 года составила 216,1 млрд.рублей, в том числе по зарплате - 19,3 млрд.рублей; по начислениям на зарплату - 54,5 млрд.рублей; по хозяйственным расходам - 68,6 млрд.рублей; по выплате малообеспеченным семьям - 11,2 млрд.рублей.

Современное состояние материальной базы школ и других образовательных учреждений внушает тревогу.

Наблюдается тенденция к существенному сокращению количества ученических мест в школах: в 1990 году было введено школ на 8854 места, в 1993 году - 7443 места, в 1994 году - 3972 места, в 1995 году - 3902 места. Из-за недостатка школьных помещений в городах Республики почти четвертая часть учащихся вынуждена заниматься во вторую и третью смены. На одного школьника в 1990 году приходилось оборудования на 52 рубля, на сегодня эти расходы в бюджете практически отсутствуют. В такой ситуации мел, доска и тряпка остаются главными элементами материально-технического обеспечения учебного процесса.

Необходимо отметить, что 48 процентов школ построено 20-30 и более лет назад, поэтому большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Темпы и количество ремонтируемых учреждений остаются крайне низкими. Так в 1992 году капитальный ремонт произведен в 20 школах, в 1993 году - в 35, в 1994 году - в 15, в 1995 году - в 8 школах.

391 школа расположена в приспособленных помещениях, в технически неудовлетворительном состоянии находятся 77 школ и 57 детских дошкольных учреждений, требуют капитального ремонта 317 школ и 323 детских дошкольных учреждения, подлежат сносу 10 школ.

В связи с этим надо полностью отказаться от мифа об эффективности развития образования на коммерческих началах.

Низкая зарплата и бедственное положение педагогов, преподавателей, студентов - лишь одно из проявлений того, что образование не обеспечивает достойного жизненного уровня, не гарантирует стабильной работы, не создает престижа в обществе. Достаточно привести на этот счет лишь несколько конкретных примеров.

Средняя зарплата работающих в отрасли
по состоянию на 1 декабря 1995 года



По Удмуртской
Республике,
в тыс.рублей

По Российской
Федерации,
в тыс.рублей

В целом по:
народному хозяйству


440,6


615,7

промышленности

443,4

682,5

образованию

357,6

472,9

здравоохранению

376,2

516,8

культуре

344,9

412,6

У большинства педагогических работников, не говоря уже об учебно-воспитательном и обслуживающем персонале, зарплата оказалась ниже стоимости потребительской корзины. Выделение квартир за счет государства и строительство их практически прекращены.

Строительство жилья для работников народного образования


1992
год

1993
год

1994
год

1995
год


Введено квадратных метров жилья


707


7819


1226


295