Недействующий

О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

ПРОЕКТ "ЗАНЯТОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЛОДЕЖИ"

Необходимость разработки проекта по обеспечению занятости и организации досуговой деятельности детей и подростков Удмуртской Республики объясняется тем, что молодежь Республики, как и России в целом, является одной из слабозащищенных категорий населения на рынке труда.

Особо можно выделить проблемы несовершеннолетних, которые сегодня значительно раньше выходят на рынок труда, чем в предыдущие годы, и не входят в сферу ведения служб занятости.

Отмена централизованного распределения выпускников учебных заведений привела к тому, что более половины закончивших общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и профессиональные учебные заведения сегодня не могут найти применение своим силам в соответствии с полученной специальностью.

Введение коммерческих принципов в деятельность учебных заведений создало дополнительные преграды на пути выпускников школ, желающих продолжить свое образование, в результате они вынуждены искать работу.

Введение в действие в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании" резко увеличило отсев учеников из школ, так как Закон допускает возможность получения лишь основного базового среднего образования, причем статья 19 Закона уточняет, что требование его обязательности применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им 15-летнего возраста.

Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования" заметного изменения в ситуацию с получением образования подростков не внес. Школы по-прежнему стараются избавиться от ненужных учеников.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры вызвало серьезные негативные процессы, оказывающие влияние на подростков и молодежь.

В настоящее время у подростков и молодежи преобладают пассивные формы проведения досуга. И, как следствие этого, расширяется социальная база для пополнения групп риска за счет безработных и подростков, занимающихся малым бизнесом, несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, юношей, демобилизованных из армии и не нашедших себе место в жизни, подростков из малообеспеченных семей, а также оставшихся без попечения родителей и т.д.

Применение тех или иных мер регулирования занятости молодежи обязательно должно учитывать то, что молодежь не является однородной массой. В частности, обеспечение занятости несовершеннолетних подростков возможно в результате осуществления следующих мер:

организация при содействии органов службы занятости профессиональной подготовки несовершеннолетних подростков;

содействие органов службы занятости и органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования, в трудоустройстве несовершеннолетних подростков;

совершенствование трудового законодательства и расширение инициативы государственных и молодежных служб занятости в работе с этой категорией молодых людей;

реализация специальных программ, направленных на развитие у подростков трудовых навыков путем организации временной занятости с профессиональной ориентацией на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда;

координация деятельности Государственной службы занятости Удмуртской Республики, Государственного комитета по делам молодежи Удмуртской Республики, Министерства образования Удмуртской Республики, органов местного самоуправления через молодежную биржу труда по организации и оснащению ученических и рабочих мест на базе действующих образовательных учреждений, созданию специализированных образовательных учреждений, где покинувшие школу подростки, не достигшие 16-летнего возраста, могли бы получить базовое образование и трудовые навыки, а также организации специализированных центров по социально-профессиональной реабилитации подростков на базе клубов по месту жительства и центров реабилитации;

оказание финансовой поддержки предприятиям, учреждениям, организациям, сохраняющим и создающим дополнительные рабочие и ученические места, а также совершенствование развития системы компенсаций работодателям расходов, связанных с трудоустройством и использованием труда подростков и молодежи;

квотирование рабочих мест.

Молодежь в возрасте до 18 лет, обращающаяся в службу занятости, в основном не имеет профессии.

Поскольку вакантных мест для них нет, то проблема трудоустройства перерастает в проблему профессиональной подготовки. Поэтому необходимо, чтобы молодежь до начала своей трудовой деятельности получала профессию или специальность в профессиональных образовательных учреждениях. Возможно организовать при помощи службы занятости в учебных заведениях всех уровней, клубах по месту жительства и центрах трудовой реабилитации подростков различного рода курсов по переподготовке и обучению подростков и молодежи профессиям, способствующим развитию самозанятости, например обучение девушек навыкам социальной помощи (уход за больными, престарелыми, детьми), ведению домашнего хозяйства (кулинария, шитье, вязание) и т. д.

В Удмуртской Республике предпринимаются меры по совершенствованию трудового законодательства в сфере трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 декабря 1996 года N 1005 "О квотировании рабочих мест и предоставлении налоговых льгот работодателям, обеспечивающим условия производственной деятельности для особо нуждающихся в социальной защите граждан" предусмотрено профессиональное переобучение и трудоустройство несовершеннолетних граждан и выпускников школ.

Цели проекта:

анализ основных тенденций развития системы профессиональной ориентации и профессионального образования молодежи;

определение роли и перспектив развития молодежного предпринимательства;

выработка и реализация мер по обеспечению занятости с учетом особенностей молодежи;

поддержка существующих и создание новых служб занятости;

поддержка детско-подростковых клубов по месту жительства, досуговых центров, ведущих культурно-массовую, спортивно-техническую и кружковую работу с подростками и молодежью;

поддержка молодых талантов в области музыки, литературы и искусства.