Недействующий

О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Удмуртская Республика является суверенной республикой в составе Российской Федерации, расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка, имеет 6 городов и 25 районов.

Население на 1 января 1995 года составило 1640,7 тыс.человек (городское - 69,9 процента, сельское - 30,1 процента). Плотность - 38,7 человека на кв.километр. Трудоспособное население от общей численности составляет 56,1 процента.

Экономическое развитие Республики в течение длительного времени определялось рядом благоприятных факторов:

развитый промышленный потенциал, высококвалифицированные кадры, научно-исследовательская и опытная база;

выгодное транcпортно-географическое положение, благоприятное для размещения производств, тесно связанных с хозяйственным комплексом как Уральского экономического района, так и смежных районов;

наличие природных ресурсов (нефть, торф, лес), создавших надежную сырьевую основу для развития;

благоприятные почвенно-климатические условия, позволявшие обеспечить при соблюдении современной культуры земледелия успешное развитие сельскохозяйственного производства;

хорошая освоенность территорий и относительно благоприятная демографическая ситуация.

Однако в настоящее время экономика и социальная сфера Удмуртской Республики находятся в кризисном состоянии. В 1995 году объем промышленного производства составил 44 процента к уровню 1990 года. Как следствие, резко упали реальные доходы населения (средняя зарплата на предприятиях Республики самая низкая среди республик и областей Уральского региона и в 1995 году составила 349,5 тыс.рублей). Официальная численность безработных к концу 1995 года превысила 70 тыс.человек, что составляет один из самых высоких показателей в Российской Федерации (7,8 процента). Доля убыточных предприятий на начало 1996 года составила 46,1 процента. Резко ухудшилась криминогенная ситуация, обострилось демографическое положение, что связано не в последнюю очередь и с ухудшением экологии в регионе.

Спад в бюджетообразующих отраслях экономики сказался на исполнении доходной части бюджета и, как следствие, привел к резкому сокращению расходов на социальную защиту населения, культуру, образование, здравоохранение, развитие систем жизнеобеспечения, охрану окружающей среды и т.д.

Совокупность причин, обусловивших кризисное состояние социально-экономической сферы в Удмуртской Республике, выходит за рамки факторов, определяющих положение в Российской Федерации в целом. Исторически сложилось так, что роль Удмуртской Республики в межрегиональном разделении труда имеет уникальную особенность: ориентация на сверхвысокую милитаризацию промышленного производства.

Основу народно-хозяйственного комплекса Республики составляют оборонные предприятия, в течение долгого времени обеспечивавшие около 80 процентов поступлений в республиканский бюджет, занятость большей части городского населения, жилищное строительство и содержание социальной сферы. Позитивные изменения во внешнеэкономической деятельности России, направленные на снижение военного противостояния, привели к необходимости сокращения государственного оборонного заказа. Объем производства военной техники на предприятиях Республики сократился к уровню 1990 года в 5,5 раза. Ситуация усугубляется и постоянным ростом долгов государственных заказчиков оборонного комплекса - Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, государственной компании "Росвооружение".

Особенности структуры экономики Удмуртской Республики не позволяют осуществить переход к рыночным отношениям без масштабной государственной поддержки.

Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики, изложенных в виде программных мероприятий. Сама Программа может быть рассмотрена как способ решения социально-экономических проблем при переходе к рыночным отношениям территорий, ориентированных на высокотехнологичные оборонные производства. Опыт, накопленный в ходе ее разработки и реализации, может быть использован в других регионах России.

В ходе реализации Программы должны решаться задачи, которые обеспечат комплексное развитие Республики, удовлетворяющие при этом потребности гармоничного и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

С учетом сказанного можно сделать следующие выводы:

решение проблем, связанных с развитием социально-экономической сферы Удмуртской Республики, невозможно в приемлемые сроки за счет использования действующих рыночных механизмов без государственной поддержки;

указанные проблемы носят взаимосвязанный характер и должны решаться в рамках комплексной программы;

реализация Программы должна осуществляться совместными усилиями Удмуртской Республики и Российской Федерации.

Федеральная целевая программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997-2000 годы разработана на основании Договора о разграничении предметов ведения между Правительствами Российской Федерации и Удмуртской Республики в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".