Инструкция об организации деятельности следственных
подразделений органов внутренних дел Российской Федерации
1. Общие положения.
1.1. Основными задачами следственных подразделений* являются:
________________
* Здесь и далее имеются в виду следственные подразделения горрайлинорганов.
- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона;
- принятие в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями;
- осуществление предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
1.2. В зависимости от оперативной обстановки и штатных возможностей распределение служебных обязанностей следственных работников осуществляется посредством:
- закрепления определенных территориальных зон (участков);
- установления специализации на расследовании отдельных категорий преступлений. Изменение участка или специализации производится руководителем соответствующего следственного подразделения.
1.3. Правовую основу деятельности следственных подразделений составляют: Конституция и законодательство Российской Федерации, указы Президента и правовые акты Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам предварительного следствия, положения международных договоров, а также договоров и соглашений МВД Российской Федерации с органами государственной власти и управления других государств Содружества, нормативные акты МВД Российской Федерации и его Следственного комитета.
1.4. Процессуальная деятельность следователей регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Ведомственные акты, направленные на регулирование деятельности следственных подразделений, не вправе отменять или изменять нормы действующего уголовно-процессуального закона. В случаях противоречия ведомственных нормативных актов уголовно-процессуальному Закону действует закон.
1.5. Надзор за законностью процессуальной деятельности следователей органов внутренних дел осуществляется прокурором в соответствии с Законом "О прокуратуре Российской Федерации".
1.6. Ведомственный контроль за процессуальной деятельностью и организацией работы следственных подразделений осуществляется начальниками следственных управлений, отделов, отделений и их заместителями. Другие работники следственных управлений, отделов, отделений вправе давать оценку процессуальной деятельности следователей подчиненных подразделений и проверять у них уголовные дела и материалы по поручению начальников соответствующих следственных подразделений и их заместителей.
1.7. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей, не отмененные в установленном законом порядке.
1.8. Оценка эффективности, полноты и качества следствия, законности следственной деятельности осуществляется руководителями следственных подразделений на основе всестороннего анализа материалов следствия, учетно-статистических данных, результатов процессуального и ведомственного контроля, материалов служебного расследования по фактам нарушений уголовно-процессуального законодательства и служебной дисциплины, сведений о защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.
1.9. В штаты следственных подразделений могут вводиться должности младших следователей.
Права и обязанности младшего следователя регламентируются действующим законодательством и ведомственными нормативными актами.
1.10. При исполнении служебных обязанностей начальствующему составу всех следственных подразделений разрешается ношение гражданской одежды и табельного оружия.
2. Организация работы следственных подразделений (следователей) городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте и режимных объектах.
2.1. Организация следственной работы в горрайорганах внутренних дел, органах внутренних дел на транспорте и режимных объектах осуществляется начальниками следственных подразделений, являющихся по должности заместителями начальников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями МВД России, настоящей Инструкцией.
2.2. Организационная деятельность следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Плановые мероприятия разрабатываются исходя из потребностей следственной практики, на основе анализа ее результатов, с учетом проблем борьбы с преступностью на закрепленной территории или объекте.
2.3. Следователь планирует свою работу, составляя календарный план-график работы по всем имеющимся у него в производстве делам и материалам, а также памятку по каждому уголовному делу.
2.4. Работа следователей в каждом органе внутренних дел организуется так, чтобы обеспечить безотлагательный выезд на место совершения тяжких и особо тяжких преступлений в любое время суток. При поступлении сообщений об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними или при их участии, нарушениях правил безопасности движения, повлекших гибель двух или более лиц, крупных пожарах и других преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, как правило, выезжает начальник следственного подразделения или его заместитель.
В этих случаях руководитель следственного подразделения возглавляет следственно-оперативную группу и пользуется полномочиями следователя.
2.5. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет полную ответственность за его качество. Участвующие в осмотре специалисты и оперативные работники органов внутренних дел действуют на месте происшествия под руководством следователя и по его указанию в пределах своей компетенции. При выезде на место происшествия без соответствующего специалиста следователь обязан иметь при себе и квалифицированно использовать комплект технико-криминалистических средств для фиксации обстановки, обнаружения и изъятия следов, вещественных доказательств.
2.6. Не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места совершения подследственного ему преступления в подразделения, выполняющие функции органа дознания.