ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 1997 года N 01-15/14224
О ходе выполнения п.7 приказа
ГТК России от 13.05.97 N 261
В соответствии с п.7 приказа ГТК России от 13.05.97 N 261 региональными таможенными управлениями проведены проверки технологий таможенного оформления автотранспортных средств на предмет выявления случаев необоснованного предоставления льгот физическим лицам при таможенном оформлении автотранспортных средств.
Анализ материалов по результатам указанных проверок показал, что представленные такими таможенными управлениями, как Северо-Западное, Северо-Кавказское, Татарское, материалы отражают неформальный и порой самокритичный подход к проведению проверки.
В целом анализ представленных региональными таможенными управлениями данных свидетельствует об определенной работе:
во всех таможенных органах созданы подразделения (отделы, группы или сектора) по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления автотранспортных средств физических лиц;
в соответствии с действующими нормативными актами ГТК России на местах разработаны и введены технологии таможенного оформления;
в ряде таможенных органов, таких как Московское и Северо-Западное таможенные управления, используются программные продукты, позволяющие автоматизировать процесс таможенного оформления производящих таможенное оформление ввозимых автотранспортных средств; созданы и поддерживаются в рабочем состоянии электронные базы данных;
активно ведется работа с другими правоохранительными органами в случаях предоставления документов, имеющих сомнительное происхождение (на достаточно высоком уровне организована данная работа в Калининградском и Северо-Западном таможенных управлениях).
Из представленных материалов следует, что большинством таможенных органов требования основных нормативных актов ГТК России, регламентирующих порядок таможенных правоотношений при оформлении автотранспорта, в основном выполняются.
Проведенные силами региональных таможенных управлений проверки положения дел в части таможенного контроля и таможенного оформления автотранспортных средств физических лиц показали, что продолжают иметь место грубые нарушения требований нормативных документов, такие как:
нарушение действующего порядка таможенного оформления (несоблюдение порядка работы с документами, низкое качество оформляемых документов - отсутствие подписи владельца, даты подачи декларации, средств таможенной идентификации и т.д.; отсутствие отдельных, необходимых для целей таможенного контроля документов чеков, технических паспортов, актов таможенного досмотра и т.д.), например, Хасанская таможня Дальневосточного таможенного управления; Казанская таможня Татарского таможенного управления.
Стандартной является ситуация, когда декларация на транспортное средство подается одним числом, а платежи взимаются несколько дней спустя, что является прямым нарушением ст.119 Таможенного кодекса Российской Федерации;
незаведение дел о НТП при нарушении сроков доставки автомашин с пограничных во внутренние таможни, например, 38 случаев на сумму 11,7 млн. рублей в Карачаево-Черкесской таможне Северо-Кавказского таможенного управления;
слабый контроль со стороны таможенных органов за автотранспортными средствами физических лиц, оформленными с применением таможенного режима "временный ввоз/вывоз";
недостаточное внимание в отдельных регионах к проблемам оформления автотранспортных средств со стороны функциональных подразделений региональных таможенных управлений (в первую очередь подразделений экономического блока, юридических отделов);
оформление ввезенных автотранспортных средств без отметок о пересечении границы в документах (121 эпизод в Карачаево-Черкесской таможне Северо-Кавказского таможенного управления);
использование нормативных актов, утративших силу на момент таможенного оформления автотранспортных средств (например, Адыгейская таможня Северо-Кавказского таможенного управления приказ ГТК РФ от 1.08.94 N 388 вместо приказа ГТК РФ от 13.10.95 N 656 при расчете ставки акциза - недобор 1,9 млн. рублей);
грубые нарушения законодательства при использовании экспертных заключений по оформляемому автотранспорту (заниженная таможенная стоимость, несоответствие рабочих объемов двигателей реальным и по заключениям, документы с явными признаками подчисток и т.д., например, в Минераловодской таможне Северо-Кавказского таможенного управления - недобор платежей более 1,4 млрд. рублей);
необоснованное наложение ограничений по распоряжению транспортными средствами при выпуске их в свободное обращение (например, Ставропольская и Темрюкская таможни Северо-Кавказского таможенного управления);
ведение архивов первичных документов на оформленные автотранспортные средства с нарушением установленных норм и правил делопроизводства, что приводит к трудностям при проверке и ведет к возможным злоупотреблениям (Сочинская таможня Северо-Кавказского таможенного управления);
злоупотребление служебным положением должностными лицами таможенных органов при таможенном оформлении автотранспортных средств (например, оформление под видом запасных частей - Мурманская таможня Северо-Западного таможенного управления);
необоснованное предоставление льгот в части уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе автотранспортных средств отдельными категориями граждан, не имеющих права на льготный порядок таможенного оформления (Северо-Осетинская таможня Северо-Кавказского таможенного управления; Кировская и Чувашская таможни Поволжского таможенного управления; Челябинская и Сургутская таможни Уральского таможенного управления; Хасанская и Владивостокская таможни Дальневосточного таможенного управления; Казанская таможня Татарского таможенного управления; Махачкалинская таможня Дагестанского таможенного управления).
В ходе проведенных проверок установлены значительные недоначисления сумм причитающихся таможенных платежей, размеры которых в донесениях начальников региональных таможенных управлений не указаны. Действенные меры по взысканию не приняты.
Региональными таможенными управлениями принимались отдельные действия к довзысканию непоступивших средств, в том числе и с привлечением судебных органов и к наказанию нарушителей.
Одновременно проведенные проверки показали наличие проблемных вопросов в части таможенного оформления автотранспортных средств физических лиц, таких как:
ввоз автотранспортных средств лицами, относящимихся к такой льготной категории, как беженцы, вынужденные переселенцы либо лица, прибывающие на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья в Россию. (Данная категория лиц активно используется криминальными структурами. Угрозами и посулами хороших заработков они склоняются к выезду в Россию с вывозом дорогостоящих, престижных иномарок. После же оформления статуса беженца (вынужденного переселенца) и таможенного оформления ввезенной автомашины они остаются брошенными на произвол судьбы. К примеру, только в 1 квартале 1997 года в Псковской таможне, по итогам анализа случаев нелегального перехода границы, выявлено свыше 20 подобных человек);
неупорядоченность нормативной базы по оформлению автотранспортных средств физических лиц, допускающая неоднозначное трактование отдельных моментов при таможенном оформлении;
неотрегулированность в ряде таможенных органов вопросов, связанных с проведением стоимостной оценки автотранспортных средств.
Поступившие материалы подтверждают наличие старых и возникновение новых способов уклонения от таможенных платежей при ввозе автотранспорта в Россию. К примеру, Выборгской таможней Северо-Западного таможенного управления выявлены следующие факты. Перед поездкой за рубеж (Финляндия) перевозчик приобретает в органах ГАИ государственные номерные знаки и технический паспорт на транспортное средство, на которое он заранее получает данные из-за границы. Далее этот комплект с сокрытием вывозится за пределы России и на обратном пути на автомашине меняются номера. В результате автомашина попадает в Россию без взимания платежей.
С учетом изложенного
предлагаю:
1. Управлению таможенных режимов (Васильев):
потребовать от начальников региональных таможенных управлений, таможен организации и осуществления текущего оперативного контроля за товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенный режим "временный ввоз/вывоз". О принятых мерах доложить до 20.08.97.
2. Оперативно-организационному управлению (Епифанов), совместно с РИТТУ (Чупланов):
до 25.08.97 для рассмотрения на оперативном совещании подготовить аналитическую справку о ходе работы по внедрению единой для таможенных органов и органов ГАИ электронной сети учета ввоза/вывоза на/с территорию Российской Федерации автотранспорта.
3. Оперативно-организационному управлению (Епифанов):
до 10.08.97 подготовить указание в региональные таможенные управления о проведении ежеквартальных проверок данных регистрационных систем (журналов, баз данных и т.д.) таможенных органов, КПП ФПС РФ и ГАИ МВД РФ.
4. Правовому управлению (Кутлубаев) совместно с Оперативно-организационным управлением (Епифанов):
до 15.08.97 организовать совместную работу по упорядочению (унификации) существующей нормативной базы по таможенному оформлению и таможенному контролю автотранспорта, ввозимого физическими лицами.
Заместитель Председателя
Комитета В.В.Шпагин
Текст документа сверен по:
официальная рассылка