Статус документа
Статус документа

ТОИ Р-54-004-96 Типовая инструкция по охране труда для летного состава экипажа самолета Ил-76

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция* распространяется на экипаж самолета Ил-76 (командира ВС, второго пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, старшего бортоператора, бортоператора) и содержит основные требования по охране труда членов экипажа при выполнении ими своих должностных обязанностей. Специальные требования, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа в процессе подготовки к полету и во время полета изложены в Руководстве по летной эксплуатации самолета Ил-76 (далее по тексту -РЛЭ) и Наставлении по производству полетов (далее по тексту -НПП).

________________

* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий на предприятии (в организации).

1.2. Члены экипажа самолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем на 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда, члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем самолета). Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.

1.3. Во время работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;

- струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;

- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);

- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;

- выступающие части самолета и его оборудования (острые кромки антенн, незакрытые створки люков, лючков, и т.п.);

- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей самолета, трапа, стремянок, места стоянки и покрытия аэродрома);

- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);

- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери и т.п.);

- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;

- острые кромки, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов и т.п.;

- перемещаемые грузы во время погрузки-выгрузки самолета;

- падающие грузы, обрушающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;

- повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей и ВСУ;

- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;

- разряды статического электричества;

- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета, перрона;

- пожар или взрыв.

1.4. Для контроля состояния здоровья экипаж самолета должен ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

1.5. Члены экипажа, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются. Члены экипажа должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.

1.6. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха члены экипажа обязаны доложить о своем состоянии командиру ВС и обратиться за медицинской помощью.

1.7. Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемся в установленном порядке для организации расследования этого случая в соответствии с действующим Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве.

1.8. Члены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.

1.9. Члены экипажа должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве и т.д.

1.10. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа должны сами соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки ВС, не пользоваться открытым огнем и т.п.).