Приложение 1
к приказу ГТК России
от 07.07.97 N 402
Положение о психологической службе
таможенных органов Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, основные задачи, функции, права и порядок организации работы психологической службы таможенных органов Российской Федерации (далее психологическая служба).
1.2. Психологическая служба предназначена для психологического обеспечения кадровой работы, повышения профессионального уровня сотрудников, оптимизации социально-психологического климата в таможенных коллективах, оказания психологической помощи сотрудникам и членам их семей.
1.3. Психологическая служба организуется в составе таможенных управлений, таможен и по структуре может быть представлена в виде отделов, групп, секторов, отдельных специалистов-психологов, исходя из объема решаемых задач.
1.4. Непосредственную ответственность за ее организацию и состояние несут в ГТК России - начальник психологической службы, в РТУ - психолог управления (начальник психологической службы региона), в таможне - психолог.
1.5. Общее руководство психологической службой таможенных органов осуществляется Управлением кадров и учебных заведений в пределах предоставленных ему прав и возложенных обязанностей. В региональных таможенных управлениях, таможнях - начальником или его заместителем по работе с личным составом.
1.6. Специалисты психологической службы непосредственно подчиняются начальнику РТУ, таможни или его заместителю по работе с личным составом.
1.7. Психологическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, включая настоящее Положение.
II. Основные задачи
психологической службы
2.1. Основная цель психологической службы - психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов.
Основными задачами психологической службы являются:
2.2. Психологическое обеспечение кадровой работы таможенного органа.
2.3. Психологическая работа по повышению профессионального уровня сотрудников таможенного органа.
2.4. Психологическая работа по оптимизации социально-психологического климата в таможенных коллективах.
2.5. Оказание психологической помощи сотрудникам и членам их семей.
2.6. Психокоррекционная работа с сотрудниками таможенного органа.
III. Основные функции психологической службы
Психологическая служба в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:
3.1. Проведение профессионально-психологического отбора для определения пригодности лиц для работы в таможенных органах.
3.2. Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и профессиональными качествами сотрудников.
3.3. Прогнозирование профессионального роста и служебного продвижения сотрудников, оказание помощи в адаптации вновь принятым на службу в таможенные органы.
3.4. Психологический анализ управленческой деятельности должностных лиц, подготовка предложений об укреплении их авторитета.
3.5. Психологический анализ действенности принимаемых кадровых решений.
3.6. Психологический анализ резерва для замещения должностей, в том числе номенклатурных.
3.7. Социально-психологическая оценка сотрудников в процессе основной деятельности, обучения и ротации кадров.
3.8. Прогнозирование развития социально-психологических процессов в коллективах и выработка предложений и рекомендаций для руководства по их управлению.
3.9. Оценка психологического климата в коллективах, выявление скрытых негативных процессов, межличностной совместимости сотрудников, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
3.10. Психологическая профилактика должностных преступлений и нарушений служебной дисциплины.
3.11. Психологическая подготовка по формированию необходимых профессиональных качеств для деятельности инспекторского состава, в том числе в сложных напряженных условиях.