При строительстве Чебоксарской гидроэлектростанции были снесены или оказались под водой и до настоящего времени не восстановлены около 100 км сетей инженерных коммуникаций и городских автомобильных дорог.
Резко ухудшилось качество питьевой воды, забираемой из Волги. Чебоксарское водохранилище по биохимическому потреблению кислорода и растворенному в воде кислороду относится к загрязненным водоемам, а по окисляемости - к очень грязным. Для преодоления сложившегося кризисного положения в водообеспечении города в 1987-1994 годах была произведена разведка подземных вод на левом берегу реки Волги. Институт "Гипрокоммунводоканал" (г.Санкт-Петербург) разработал технико-экономическое обоснование водоснабжения г.Чебоксары из подземных источников Заволжья с эксплуатационным дебитом подземных вод 210 тыс. куб.м в сутки. Общая стоимость проекта составляет 250 млрд. рублей. Проект предусматривает бурение 10 скважин, строительство очистных станций обезжелезивания и удаления марганца, резервуара чистой воды, насосной станции перекачки мощностью 220 тыс. куб.м в сутки, двух дюкеров через Чебоксарское водохранилище и более 10 км сетей. На 1997-2000 годы для выполнения I этапа работ необходимо 11 млрд. рублей.
В целях предотвращения оползневых явлений на селитебных территориях городов Чебоксары и Новочебоксарска, защиты от волновой переработки и размыва устьевых оврагов в результате влияния водохранилища Чебоксарской ГЭС на рабочей отметке 63 м в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 24 декабря 1985 года N 1818-р осуществляется строительство берегоукрепительных сооружений и проведение противооползневых мероприятий. Для завершения работ требуется освоить капитальные вложения в объеме 210 млрд. рублей и укрепить 4 км правого берега р. Волги. Для этого необходимо намыть 3,3 млн. куб. м песка, уложить 71 тыс. куб. м щебня, 105 тыс. куб. м камня, 25 тыс. куб. м бетона и 15 тыс. т арматуры. На 1997-2000 годы для работ на берегоукрепительных сооружениях необходимо 42 млрд. рублей.
В застраиваемом северо-западном районе г.Чебоксары не решена проблема отвода хозяйственно-бытовых и ливневых стоков. Для повышения экологической безопасности водного бассейна Республики в соответствии с проектом института "Гипрокоммунводоканал" (г. Санкт-Петербург) с 1992 года осуществляется строительство шахтного коллектора глубокого залегания протяженностью 2,3 км от микрорайона "Университетский" к канализационной насосной станции перекачки N 6 в юго-западном районе г.Чебоксары.
На сегодняшний день строительство остановлено из-за отсутствия запланированного финансирования. Вынужденная остановка работ может привести к чрезвычайно тяжелым последствиям. Из-за незавершенных работ по закреплению шахты в условиях высокой водообильности и слабоустойчивых грунтов возникает опасность обрушения пройденного участка тоннеля и вывода из строя вышележащих коммуникаций. Остаточный объем работ предусматривает 1,2 км щитовой проходки, монолитное крепление пройденной части шахты, постоянное обслуживание построенной части тоннеля (откачка воды и крепление забоя). Необходимый объем финансирования на 1997-2000 годы составит 29 млрд. рублей.
На строительство очистных сооружений канализации необходимо 8 млрд. рублей.
В связи с поднятием уровня воды в р. Волге и малых реках появились оползни, на участках развития которых находятся здания, сооружения и важнейшие магистральные коммуникации города. В предаварийном состоянии находится построенный в 1964 году мост через р. Кайбулку, расположенный вблизи водохранилища на основной транспортной магистрали города. Управлением "Росоргблагоустройство" (г.Москва) в 1989 году проведено обследование технического состояния моста. Выявлено ослабление конструктивных элементов, разрушение деформационных швов, наблюдается осадка мостовых опор и снижение допустимой грузоподъемности сооружения. Институтом "Гипротрансмост" (г.Москва) разработана рабочая документация на реконструкцию мостового перехода через р. Кайбулку. Общая стоимость проекта 4 млрд. рублей. Мероприятия по реконструкции моста включают в себя частичную замену несущих конструкций (балок, прогонов, плит покрытия), восстановление асфальтового покрытия, перил, отбойного камня, укрепление грунта на подходах к мосту.
В настоящее время значительная часть грузового потока Республики проходит через центр города Чебоксары, что значительно ухудшает безопасность движения, экологическое состояние города. Разрушаются городские автодороги.
В соответствии с транспортной схемой города, разработанной в 1987 году институтом "Гипрокоммундортранс" (г.Москва), разработан проект объездной автомагистрали протяженностью 7 км с тремя мостовыми переходами. Эта автомагистраль выводит грузовой поток за пределы территории г. Чебоксары.
Стоимость данного проекта - 105 млрд. рублей, срок окупаемости - 4,7 года.
Общая стоимость проекта - 199 млрд. рублей
Проект N 3.3.2. Восстановление инженерной инфраструктуры Заволжья
Левобережная часть Чувашской Республики - уникальный природный комплекс, где сосредоточены ценные природные объекты (лечебные грязи, подземные минеральные воды, запасы питьевой воды и др.), редкие и исчезающие виды флоры и фауны, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации, рекреационные ресурсы. Территория Заволжья прилегает к акватории Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ.
Инфраструктура жизнеобеспечения населения левобережной части Республики в результате создания указанных водохранилищ нуждается в реконструкции и финансовой поддержке из федерального бюджета. В связи со строительством Чебоксарской ГЭС в зону подтопления попали топливно-энергетические объекты, очистные сооружения и автодороги Заволжья. Подъем уровня грунтовых вод (до 0,5-2 м) вызвал разрушение подземных инженерных сетей. Вода в существующих системах водоснабжения населенных пунктов по содержанию сероводорода многократно превышает нормативы.
Мероприятия по восстановлению инфраструктуры левобережной зоны Чувашской Республики, обеспечивающие создание условий для жизнедеятельности населения, сохранение природной среды и развитие лечебно-оздоровительной базы, включены в республиканскую целевую программу социально-экономического развития Заволжья. Они предусматривают строительство очистных сооружений канализации мощностью 15 тыс. куб. м в сутки и централизованного водоснабжения с бурением артезианской скважины и кольцеванием административного центра левобережья - пос.Сосновка до санатория "Чувашия", поселков Северный и Первомайский протяженностью 15 км, а также реконструкцию тепловых сетей и строительство объектов энергоснабжения в Заволжье.
Общие затраты на реализацию проекта по восстановлению и развитию коммунального хозяйства Заволжья составляют 38 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 9,2 млрд. рублей, бюджета Чувашской Республики - 7,5 млрд. рублей, местного бюджета - 7,5 млрд. рублей и иностранных инвестиций - 13,8 млрд. рублей.
Проект N 3.3.3. Системы инженерного обеспечения г.Алатыря
А. Берегоукрепительные и противооползневые мероприятия
на Сурском склоне
Город Алатырь расположен на возвышенности между реками Сура и Алатырь. В результате подъема уровня грунтовых вод после создания Чебоксарского водохранилища начались активные оползневые процессы по берегу р. Суры в черте городской застройки. Ежегодно до десятка индивидуальных домов попадают в зону оползней. Республикой принимаются меры по расселению жителей из аварийных домов опасной зоны и социальной поддержке пострадавшего населения, однако дефицит местного бюджета не позволяет профинансировать проведение противооползневых берегоукрепительных мероприятий по укреплению Сурского склона г.Алатыря.
Стоимость первоочередных неотложных работ по защите Сурского склона по проекту института "Гипрокоммунстрой" (г.Москва) составляет 6 млрд. рублей.
Б. Реконструкция системы водоснабжения
Мощность существующих городских водопроводных сооружений - 17,8 тыс. куб. м воды в сутки. Потребность города в воде - 25,08 тыс. куб. м воды в сутки. Для обеспечения стабильного водоснабжения потребителей с 1982 года по проекту института "Гипрокоммунводоканал" (г. Санкт-Петербург) ведутся расширение и реконструкция системы водоснабжения производительностью 28 тыс. куб. м в сутки. Из-за недостаточного финансирования не начато строительство сооружений по повторному использованию промышленной воды и обработке осадка, линий электропередач от площадки очистных сооружений до насосной станции первого подъема.
Остаточная стоимость работ по проекту на 1997-2000 годы - 14 млрд. рублей.
В. Реконструкция очистных сооружений канализации