Механизм реализации Программы охватывает широкий спектр организационных и экономических мер. Предусматривается использовать такие рычаги экономической политики, как кредитно-денежный механизм, государственно-контрактную систему, налоговое законодательство, лизинг, льготы по налогам и тарифам, субсидии и ассигнования из госбюджета, иностранные инвестиции.
Доминирующим фактором институциональных преобразований является рациональное сочетание федеральных, отраслевых и региональных интересов, а также практическое осуществление государственной региональной экономической политики.
Кроме того, учитывая важность осуществления данной Программы, предусматривается создание организационной структуры управления Программой, а также принятие необходимых законов Чувашской Республики, указов Президента Чувашской Республики и решений Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение 5).
Основу экономического механизма управления Программой составит региональная консолидация многоканального финансирования проектов - федеральный бюджет, республиканский бюджет, внебюджетные средства, собственные средства участников Программы, иностранные инвестиции.
По экспертной оценке на реализацию всех проектов Программы потребуется 3869,5 млрд. рублей, в ценах 1996 года (приложение 1).
Распределение капитальных вложений по годам будет уточняться при составлении бюджетной заявки на очередной год. Выделение инвестиционных кредитов на конкурсной основе, а также собственных средств предприятий-претендентов, принимающих участие в финансировании проектов Программы, осуществляется в установленном порядке по представлении бизнес-планов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации". При этом государственная поддержка может быть оказана только после оформления необходимых документов, а также надлежащих гарантий в отношении выполнения финансовых обязательств предприятий-претендентов.
Финансирование работ по Программе и по отдельным ее проектам осуществляется целевым назначением через государственных заказчиков в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по Программе и отдельным ее проектам государственные заказчики рассматривают вопрос о дополнительных мерах по привлечению внебюджетных источников для выполнения этих работ в установленные сроки.
При необходимости ими вносятся предложения в Правительство Российской Федерации о корректировке этапов реализации программных мероприятий (проектов).
Иностранные инвесторы принимают участие в финансировании проектов Программы на основе долевого участия и предоставления кредитов в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Источником финансирования проектов Программы могут являться целевые кредиты банков, предоставляемые под государственные гарантии. В связи с этим в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил перечень природных ископаемых ресурсов республиканской собственности и перечень объектов незавершенного строительства, обеспечивающих гарантии Правительства Чувашской Республики, а также установил, что в качестве обеспечения гарантий могут выступать средства республиканского бюджета и целевых фондов. Не вошедшие в утвержденные перечни активы, находящиеся в республиканской собственности, могут использоваться в качестве обеспечения гарантий при принятии специальных решений Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, в качестве гарантий под инвестиции Правительство Чувашской Республики может представить акции предприятий, находящихся в государственной собственности Чувашии, а также исключительное право на приобретение акций приватизируемых предприятий.
Вместе с тем Кабинет Министров Чувашской Республики гарантирует инвесторам правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики. Согласно подписанному в мае 1996 года Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики до принятия федерального закона по конкретному предмету совместного ведения Чувашская Республика вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному предмету ведения. Кроме того, Чувашская Республика самостоятельно устанавливает и вводит республиканские налоги и сборы в соответствии с федеральными и республиканскими законами, а также вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей.
В целом достигнутые договоренности создают предпосылки для создания необходимых условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, усиления функций государства как "стратегического" инвестора, что будет способствовать выполнению обязательств по финансовому обеспечению Программы со стороны Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, определяются следующие направления государственной поддержки реализации проектов Программы:
стимулирование направления прибыли на развитие производства и финансирование капитальных вложений;
ускоренные нормы амортизации основных фондов для реконструируемых в рамках Программы предприятий;
освобождение новых предприятий (включая иностранные и с иностранным участием) на определенный срок от уплаты налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты Чувашской Республики, всех республиканских и местных налогов и сборов (кроме налога на имущество);
размещение заказов на закупки и поставки товаров в счет общереспубликанских и местных нужд в первую очередь среди организаций, участвующих в реализации проектов Программы;
предоставление в пользование земельных участков и других природных ресурсов Республики на льготных условиях;
осуществление мер по реструктуризации задолженности организаций по платежам в бюджет с использованием рынка ценных бумаг;
установление льготной ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, для новых банков и страховых организаций, а также всех коммерческих банков в случае направления ими высвобождающихся средств на пополнение собственного капитала и использования кредитных ресурсов на нужды предприятий.